А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДОЛГУШИН Никита Александрович (р. 8.11.1938, Ленинград), артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1988). По окончании ЛХУ (педагоги В. И. Шелков , М. М. Михайлов , А. И. Пушкин) в 1959-61 в Театре им. Кирова, совершенствовался у Пушкина. Первую сольную партию - Сатир («Спартак») исполнил ещё до окончания училища. Партии: Альберт; Принц («Щелкунчик»), Смит («Тропою грома»), Юноша («Шопениана»). В 1961-66 в Новосибирском театре. Первый исполнитель партий: Принц («Золушка», 1964), Ромео (1965, обе балетм. О. М. Виноградов ). Др. партии: Жан де Бриен; Юноша («Ленинградская поэма»), Бахрам («Семь красавиц»), Раб и Али («Корсар»), Солист («Болеро»), Ферхад, Дезире, Солор, Зигфрид. В 1966-68 в танц. ансамбле «Молодой балет» под рук. И. А. Моисеева. В 1968-83 в Ленингр. Малом театре. Первый исполнитель партий в балетах: И. Д. Бельского - Щелкунчик-Принц («Щелкунчик», 1969), Виноградова Колен (1971), Франц (1973); князь Игорь («Ярославна», 1974), Воспитатель («Педагогическая поэма», 1977, совм. с Л. С. Лебедевым), Н. Н. Боярчикова - Карл («Разбойники», 1982). Др. партии: Альберт; Феб («Эсмеральда»), Джеймс («Сильфида»), Солист («Пахита»), Борис («Царь Борис»), Зигфрид, Солор. Первый исполнитель партий: Человек («Свершение», балетм. М. Мурдмаа), Поэт («Перекрёсток», балетм. Лебедев , обе 1976, Ленингр. Малый театр, творческий вечер Д.). В Театре им. Кирова исполнил партии: Гамлет («Гамлет», 1970), Базиль (1982); в Санкт-Петерб. театре современного балета - Пилат (1987, «Мастер и Маргарита»). Д. вёл обширную конц. деятельность (хореогр. миниатюры Л. В. Якобсона, Х. Лимона, Р. Пети, Дж. Кранко, К. Я. Голейзовского, Мурдмаа, Г. Д. Алексидзе, Лебедева). В классич. репертуаре мастер отточенного, элегантного исполнения. Строгая, благородная манера технически совершенного танца проникнута высокой внутренней культурой и «интеллектуальным обаянием» (В. М. Красовская ). Начав как танцовщик лирич. плана, Д. со временем расширил свой творч. диапазон. В совр. балетах создаёт тонкий психологич. рисунок роли, тяготеет к трагедийности, но порой склонен к гротеску и юмору. Приверженец старинного балета, Д. успешно восстанавливает и реставрирует шедевры классического наследия. В Ленингр. Малом театре пост.: «Концерт в белом» (1969), «Размышления» (1970), «Моцартиана», «Ромео и Джульетта» (1970-71, все на муз. П. И. Чайковского ), «Камерная сюита» на муз. Р. К. Щедрина (1971), «Клитемнестра» на муз. К. В. Глюка (1972), ряд хореогр. миниатюр. Ставил танцы в операх и драм. спектаклях. Перенёс балеты в разл. театры («Сильфида», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»). С 1983 зав. кафедрой режиссуры балета Ленингр. конс., рук. балетной труппы Оперной студии Ленингр. конс. (с 1991 Музыкальный театр Санкт-Петербургской консерватории), пост.: «Эпитафия» на муз. Т. Альбинони (1984), «Грёза» («Дама с камелиями») на муз. Э. Шоссона (1985), «Анданте» на муз. Чайковского (1985), «Король Лир» С. И. Насидзе (1990, совм. с Г. Д. Алексидзе; Д. - Лир), «Послеполуденный отдых фавна» (1990, хореография В. Ф. Нижинского, реконструкция и исполнение Д.), «Свадьба Авроры» (третье действие и апофеоз из балета «Спящая красавица», 1991, хореография М. И. Петипа , реконструкция Д.), «Спящая красавица», «Памяти Л. Якобсона» (оба - 1992), «Русский балет Серебряного века» (реставрация хореографии М. М. Фокина и А. П. Павловой, 1993), «Карусель» Э. Лопарди (совм. с А. Тажуинти-Грёгли, 1994), «Щелкунчик» (с использованием фрагментов постановок Л. И. Иванова и В. И. Вайнонена, 1994). Исполнил партию Дон Жуана («Дон Жуан» Глюка, 1985, балетм. Алексидзе). Снимался в телебалете «Принц и Нищий» (1985), телеэкранизациях балетов: Арбенин («Маскарад»), Мавр («Павана мавра», оба 1985), Друг, Клавдий, Лоренцо («Шекспириана», 1988). Его творчеству посв. фильм «Никита Долгушин . Философия танца» (1992), телефильм «Танцует Никита Долгушин» (1982). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964), пр. Университета танца в Париже (1966). Профессор (1990), доктор гуманитарных наук Таусонского университета, США (1991).
Соч.: Дело профессиональной чести, «СБ», 1983, № 6; Поэзия танца, там же, 1988, №3.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ДО..

ГРАНЦОВА

ГРИКУРОВ

ДАНИЛОВА

ДАШИЧЕВА

ДЕЗЕРТИР

ДМИТРИЕВ

ДОЛГАЛЛО

ДОН ЖУАН

ДРОЗДОВА

ДРУЖИНИН

ДЬЯЧЕНКО

ЕРМОЛАЕВ

ЕСАУЛОВА

ЕФРЕМОВА

ЖЕМЧУЖИН

(c) Русский балет 2009-2015