А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГИЛЬФЕРДИНГ ( Хильфердинг ) ( Hilferding ) Франц Антон Кристоф (1710, крещён 17.11, Вена - 29.5.1768, там же), австрийский танцовщик, балетмейстер, педагог, композитор. Родился в театр. семье и получил прекрасное гуманитарное образование. Танцам учился в Париже у М. Блонди. В 1742 создал балетные переложения трёх франц. трагедий (1742), но в дальнейшем использовал традиц. сюжеты, мифологич. и аллегорические, однако переосмысляя их содержание, трансформируя форму согласно требованиям классицизма. Сотрудничал с комп. И. Я. Хольцбауэром и И. Штарцером, писал музыку сам.
В России работал в 1759-64. Создал балеты: «Новые Лавры» Г. Ф. Раупаха и Штарцера и «Прибежище добродетели» Раупаха (1759, оба в сопровождении стихотворных текстов А. П. Сумарокова), «Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем» Штарцера (1760), «Амур и Психея» В. Манфредини (во время коронационных торжеств в Москве) и четыре балета при опере «Олимпиада» Манфредини (1762): «Невинные забавы, которые царствуют между пастухами и пастушками в Элидских полях», «Отмщевающий бог любви», «Осмеянной в деревне живущий дворянин» и «Аллегорический балет» (все на муз. Штарцера), «Возвращение Аполлона на Парнас» Штарцера при опере «Карл Великий» Манфредини и «Пигмалион, или Ожившая статуя» Штарцера (1763). Г. приписываются также балет «Остров дураков» (1763) и сцен. балета «Хромой рыцарь» (пост. 1766). Ставил балеты в Ораниенбаумском театре великого кн. Петра Фёдоровича (летом 1761). Сочинял также балеты для придворных любителей: «Сражение любви и разума» Шпрингера и «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини Весны» (1763), «Ацис и Галатея» Шторцера (1764), в котором роль бога Гимена исполнил 10-летний великий кн. Павел Петрович. Занимался преподавательской деятельностью.
Выдающийся реформатор хореографического театра, предшественник Ж. Ж. Новера и Г. Анджолини , Г. был одним из основоположников действенного драматического балета. При нём завершился процесс выделения балета из оперы и формирования как самостоятельного рода искусства. Сконцентрировав внимание на теме балета, Г. устранил из спектакля пестроту и дивертисментную развлекательность. Тяготел к лирич. стихии и стремился трогать, а не потрясать зрителей. Утвердил на сцене балетную комедию, черпая темы из оперных сюжетов и из совр. сельского и городского быта.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГИ..

АЛЫЕ ПАРУСА

АНАНИАШВИЛИ

БЛУДНЫЙ СЫН

БОЧАРНИКОВА

БУБЕЛЬНИКОВ

ВАРКОВИЦКИЙ

ВИНОГРАДОВА

ГЛАЗШНЕЙДЕР

ГЛУШКОВСКАЯ

ГЛУШКОВСКИЙ

ГЮЛЛЕНЬ-СОР

ДОБУЖИНСКИЙ

ДОЧЬ ГУДУЛЫ

ДРАНИШНИКОВ

ЖАВОРОНКОВА

(c) Русский балет 2009-2015