А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. П. И. Чайковского , академический (с 1969), осн. в 1878. Первые балетные спектакли вошли в репертуар со 2-й пол. 1920-х гг. («Табор венгерских цыган» Занненфельда, «Волшебная флейта» Р. Е. Дриго , «Фея кукол» И. Байера). Стационарная балетная труппа созд. в 1926, первый спектакль - «Жизель» (балетм. Б. В. Щербинин). Основу труппы составили воспитанники первой студии, которой в дальнейшем руководил Б. Ф. Кирхгейм и Н. В. Кузнецова. В этот период в репертуаре театра: «Коппелия», «Красный мак», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность». В 1935 при театре была создана вторая студия, которую возглавил балетм. А. Э. Монковский. Состав труппы вырос до 40 человек, что дало возможность пополнить репертуар классич. произведениями. Балетмейстеры - Монковский, А. Р. Томский, Я. В. Романовский, С. С. Чаплыгина, Г. И. Язвинский; среди солистов - А. П. Бронский, Н. М. Гончарова, Е. И. Езерский, Т. Д. Кутасова , А. Я. Туров, Р. Череховская. В годы войны коллектив работал в промышленных центрах области, уступив помещение театра эвакуированному в Пермь Театру им. Кирова. Пребывание ленинградцев в Перми во многом способствовало росту интереса к искусству хореогр. театра, повышению проф. мастерства местных исполнителей. Результатом этого процесса стало открытие третьей студии, преобразованной в мае 1945 в хореогр. училище. В послевоен. годы театр впервые обратился к созданию совр. спектаклей. Среди них «Милица» Б. В. Асафьева (1947), «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (1949), «Юность» М. И. Чулаки и «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа (1951). В труппе - выпускники ЛХУ и МХУ, что определило взаимодействие разл. исполнительских школ. Ведущие партии в спектаклях исполняли И. А. Воронин, Н. А. Захаров , Т. Х. Кушаева, А. Н. Кокурина , Е. Ю. Потёмкина , Ю. К. Рахманов, С. М. Рудина, Л. Г. Таубе, С. М. Тулубьева, К. А. Чудинская, Л. Г. Эйхфус. В 50-х - нач. 60-х гг. в репертуаре театра спектакли, в которых активно разрабатывалась эстетика драмбалета. Постановки балетм. Т. Е. Рамоновой («Ромео и Джульетта»; «Бэла» по М. Ю. Лермонтову и «Грушенька» по Н. С. Лескову - оба Б. П. Мошкова) способствовали раскрытию исполнительских индивидуальностей первых выпускников Пермского хореогр. училища. Среди них: Л. В. Асауляк, Е. В. Быстрицкая, В. А. Зуева, В. В. Кузнецова, Г. Г. Малхасянц , В. В. Пашкевич, М. Б. Подкина , О. В. Хоменко, А. Ф. Шикеро, Р. М. Шлямова . В работах балетм. К. А. Есауловой классич. форма балетного спектакля строилась на эстетике демихарактерного танца - «Доктор Айболит» (1950) и «Щелкунчик» (1955, совм. с хореогр. училищем), «Пер Гюнт» (1962). В 60-е гг. направленность худож. поисков театра определяют балетм. М. М. Газиев и Н. С. Маркарьянц . Под рук. Газиева труппа обращается к произв., не имеющим постановочных традиций и академич. форм воплощения. «Авторский театр» Газиева составляли оригинальные хореогр. интерпретации «Болеро» М. Равеля, «Токкаты» И. С. Баха , «Седьмой симфонии» С. С. Прокофьева , а также постановки «Берега надежды» А. П. Петрова, «Шахмат» А. Блисса, «Выстрела» Н. И. Крюкова и Г. Р. Терпиловского. Преодолевая апологетику драмбалета, сближая танц. партитуру с симф. звучанием, балетмейстер подчинял действие своих спектаклей законам театр, режиссуры и композиции. Вершиной этих поисков стала авторская ред. балета «Берег надежды». В работе балетм. Маркарьянца над балетом «Спартак» сказалось влияние версии Григоровича, хотя постановка отмечена стремлением поменять и усилить ряд драматургич. акцентов. Период 1971-77, ставший худож. взлётом труппы, связан с именем балетм. Н. Н. Боярчикова. Театр становится своеобразной творч. лабораторией, где ищутся новые хореогр. формы и средства выразительности, активно переосмысляется природа классического танца, развиваются и углубляются принципы режиссуры и исполнительской образности. Философский подтекст, всестороннее раскрытие драматургич. идеи определяют суть его хореографии в таких спектаклях, как «Ромео и Джульетта» (1972, Гос. пр. РСФСР), «Чудесный мандарин», «Три карты» и «Царь Борис» на муз. Прокофьева; комедийная стихия, пародия, «возрожденческие» мотивы характеризуют постановку Боярчиковым балета «Слуга двух господ» (по Б. А. Фенстеру; 1976, Гос. пр. РСФСР). В рок-балете «Орфей и Эвридика» на муз. одноим. зонг-оперы А. Б. Журбина сказывается стремление балетмейстера к выявлению синтетич. природы театра и балета, воплощению актуальных идей молодёжного движения кон. 70-х гг. Под рук. Боярчикова совершенствуется и оформляется исполнит. стиль труппы, ориентированной на традиции ленингр. хореогр. школы. Эталоном профессионализма становится кордебалет (педагоги-репетиторы Асауляк, В. В. Байкова). В 70-80-е гг. в группе ведущих солистов: С. А. Александров, Асауляк, М. Ф. Даукаев , Н. Н. Дьяченко , Р. И. Кузьмичёва , Л. А. Кунакова , Н. В. Павлова , Ю. Н. Петухов , Подкина, Г. А. Рагозина , С. И. Смирнова, Г. В. Судаков , Л. И. Фоминых , О. И. Ченчикова , И. А. Шаповалов , Л. В. Шипулина , Г. А. Шляпина , Шлямова, К. А. Шморгонер . В 1977-80 и в 1982-83 худ. руководство труппой осуществляет Л. П. Сахарова , в 1980-82 - Г. Д. Алексидзе. Под рук. Алексидзе труппа продолжает осваивать новейшие хореографические стили, обращаясь, в частности, к опыту абстрактного балета («Моцартиана» на муз. П. И. Чайковского). Свойственное балетмейстеру тяготение к малым формам сказывается на включении в репертуар разнообразных по жанру одноактных балетов («Блудный сын» Прокофьева и «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова), заметно влияет и на многоактные сочинения, приобретающие подчас черты камерности, лирич. образности. В 1983-89 гл. балетм. театра В. Н. Салимбаев (ученик Боярчикова). Активно работая над возобновлением классич. репертуара, сверяя его с канонич. редакциями, Салимбаев в остроиндивидуальной, тяготеющей к лирико-философскому театру манере хореогр. образности ставит спектакли «Семь красавиц», «Спартак», осуществляет постановки балетов на музыку уральских композиторов Д. С. Суворова «Каменный идол» и И. В. Ануфриева «Холодное сердце». С 70-х гг. вся постановочная деятельность театра ведётся в тесном сотрудничестве с дирижёрами - муз. руководителями спектаклей: А. М. Анисимовым, Б. И. Афанасьевым, О. М. Белунцовым, В. А. Рыловым, А. П. Сотниковым. С 1989 худ. рук. Шморгонер. Среди его постановок: «Раймонда», «Симфонические танцы» на муз. С. В. Рахманинова, «Вечер современной хореографии». В труппе (на 1994): Ю. В. Машкина, Н. И. Гусева, А. Н. Журавлёв, Е. Ф. Кулагина, Р. Р. Миниахметов, Н. А. Моисеева, В. Д. Полещук.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПЕ..

ЛЕНИНГРАДСКИЙ АНСАМБЛЬ БАЛЕТА

МОСКОВСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ

(c) Русский балет 2009-2015