ЧАБУКИАНИ Вахтанг Михайлович [27.2(12.3).1910, Тифлис - 6.4.1992, Тбилиси], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1950). Герой Соц. Труда (1990). В 1924 окончил балетную студию М. И. Перини и работал в Театре им. Палиашвили. В 1926 поступил в ЛХУ (педагоги В. А. Семёнов , В. И. Пономарёв , А. В. Ширяев ). Поставил для школьного концерта номер «Танец огня». В 1929-41 артист Театра им. Кирова. Ч. - художник героич. плана в балетном театре 30-50-х гг. Как исполнитель и хореограф Ч. утверждал тему мужественного отпора злу. Его танец сочетал виртуозность и действенность, отвечал содержанию драмбалета. Порыв, страсть и силу, заданные стремительным броском, он умел закрепить в скульптурной позе. Гл. примета его актёрской индивидуальности - искренняя вера в истинность творимого образа. В балетах классического наследия Ч. исполнял партии: Зигфрид, Солор; Раб («Корсар»), Базиль, Альберт; в балетах совр. хореографов: Жером («Пламя Парижа», 1932), Керим («Партизанские дни», 1937, оба балетм. В. И. Вайнонен ), Актеон («Эсмеральда», 1935, балетм. А. Я. Ваганова ), Андрий («Тарас Бульба», 1936, балетм. Ф. В. Лопухов ; все - первое исполнение). В довоенных пост. Ч. видное место занимали героико-романтич. балеты: «Сердце гор» [1938, Театр им. Кирова; первый вариант под назв. «Мзечабуки» («Юноша-солнце»), Тбилиси,1936]. «Лауренсия» (1939, Театр им. Кирова; 1956, Большой театр). В них он обогатил драм. конфликт активной танцевальностью, заметно оскудевшей к кон. 30-х гг. Созданные Ч. образы горца Джарджи в первом балете и испанского крестьянина Фрондосо - во втором закрепили за Ч. славу танцовщика и хореографа героич. темы. В 1941-73 Ч. возглавлял балетную труппу Театра им. Палиашвили. Пост. и возобн. в собств. ред.: «Вальпургиева ночь», «Шопениана», «Жизель» (все - 1942), «Дон Кихот» (1943), «Эсмеральда» (1944), «Лебединое озеро» (1945), «Спящая красавица» (1959), «Золушка» (1966). В 1947 он воплотил в балете груз. легенду «Синатле» Г. В. Киладзе (Гос. пр. СССР, 1948). Др. пост.: «Горда» Д. А. Торадзе (1949; Гос. пр. СССР, 1951), «За мир ! » Торадзе (1953), «Отелло» (1957; 1960, Театр им. Кирова), Демон» С. Ф. Цинцадзе (1961), «Болеро» (1962). Для хореографа Ч. характерно органич. сочетание академич. основ классического танца и фольклорной, преим. грузинской, пластики. В 1971 Ч. пост. балет А. М. Баланчивадзе «Гамлет», в 1980 - «Апассионату» Л. ван Бетховена. В 1950-73 Ч. возглавлял Тбилисское хореогр. училище и преподавал классический танец в старших классах. В 1960-70 руководил балетмейстерским отд. Театр. института им. Руставели (Тбилиси). Ч. - сцен. и сопостановщик фильма «Мастера грузинского балета» (1955) и киноэкранизации балета «Отелло» (1960, под назв. «Венецианский мавр»; Ч. - Отелло). Снимался в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953). В 1933 Ч. вместе с Т. М. Вечесловой гастролировал в США. Ставил спектакли в Японии, Индии, Венгрии. Лен. пр., 1958; Гос. пр. СССР, 1941.
|
ФЕДОРЕНКО ФЕЯ КУКОЛ ФИЛИППОВА ХАТУНЦЕВА ХАЧАТУРЯН ХОДАСЕВИЧ ХРЕННИКОВ ЧЕНЧИКОВА ЧЕРКАСОВА ЧЕРНЕЦКАЯ ЧЕРНЫШЁВА ЧЕХОВСКАЯ ЧИКВАИДЗЕ ЧИПОЛЛИНО ЧИСТЯКОВА
|
(c) Русский балет 2009-2015