А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АНДЖОЛИНИ ( Angiolini ) Доменико Мария Гаспаро (9.2.1731, Флоренция - 5.2.1803, Милан), итальянский балетмейстер, артист, либреттист, композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии, в 1757 начал ставить балеты в Турине. С 1758 работал в Вене, где учился у Ф. Гильфердинга. В 1761 пост. в Вене балет Дон Жуан, или Пир с Каменным гостем» К. В. Глюка на либр. Р. да Кальцабиджи. А. создал новое для муз. театра зрелище. Отойдя от традиц. сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её «испанской трагикомедией». А. показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагич. развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1763-64 состоялись премьеры героич. балетов «Клеопатра», «Фетида и Пелей», «Ифигения» и комич. балета «Приключения в серале» А. Скарлатти. В балете Глюка «Семирамида» (1765) на сюжет одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей Вольтера и франц. энциклопедистов.
По неподтверждённым данным, впервые был в Петербурге кратковременно в 1762 или 1763. Работал в России в 1766-72, 1776-79, 1782-86, в общей сложности около пятнадцати лет, как балетмейстер, а в первый приезд и как первый танцовщик. Известны роли: Эней («Отъезд Энея, или Дидона оставленная»), Гений науки («Побеждённое предрассуждение»), участвовал в балетах при опере «Олимпиада». Как хореограф в Петербурге дебютировал балетом «Отъезд Энея, или Дидона оставленная» (1766) по собств. сценарию, навеянному оперой на тот же сюжет, и музыкой А. (впервые показан при опере «Король-пастух» В. Манфредини). Впоследствии балет шёл и обособленно от этой оперы, после др. спектаклей. В 1767 пост. одноактный балет «Китайцы» (или «Китайцы в Европе», сценарий и музыка А.). В 1767 вместе с императорским двором А. был в Москве. С петерб. исполнителями осуществил здесь балет «Вознаграждённое постоянство» В. Манфредини, а также балеты на муз. Манфредини при опере «Хитрая надзирательница, или Глупый и ревнивый опекун» Б. Галуппи. Познакомившись в Москве с рус. танцами и музыкой, сочинил балет на рус. темы «Забавы о святках» (1767; сценарий и музыка А.).
Крупнейший реформатор хореогр. театра 18 в., А. был одним из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов А., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразит. пантомиме перед бессодержательным «фигурным танцем». А. разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Разрабатывал новые для балета темы, черпая их в классич. трагедиях, в т. ч. на нац. сюжеты. Обращаясь к традиционным темам, привносил в них классицистское подражание природе - в воплощении характеров, в показе страстей. Важное место А. отводил музыке, считая, что она «являет собою поэзию балетов-пантомим».
А. почти не переносил на рус. сцену балеты, уже созданные на Западе, а сочинял оригинальные. Он пост.: в 1768 - «Побеждённое предрассуждение» на собств. сцен. и музыку, четыре балета при опере «Ифигения в Тавриде» Галуппи - балеты «Фурия», «Матросы» и «Благородные скифы»; в 1769 «Армида и Ренольд» по собств. сцен. на муз. Г. Раупаха, четыре балета при опере «Олимпиада» Т. Траэта - «Пастухов и пастушек», «Атлетов и младых греков», «Рыбаков» и «Греческого народа»; в 1770 - «Новые аргонавты» Шпрингера по собств. сцен., два балета на муз. Раупаха при опере «Антигона» Траэтта «Забавы, смехи и игры, всегдашние жён Македонских спутники, употребляются ими теперь к обольщению воинов и матросов Епирских» и «Прибежище Купидона»; в 1772 - «Семира» на собств. сцен. и музыку по мотивам одноим. трагедии А. П. Сумарокова; в 1776 - «Тезей и Арианна» на собств. сцен. и музыку, «Пигмалион» Стенбока по собств. сцен.; в 1777 - «Китайский сирота» по мотивам трагедии Вольтера на собств. сцен. и музыку, балеты при операх «Ахилл в Сцире» и «Люцинда и Армидор», обе Д. Паизиелло; в 1783 - балеты для театр. празднования «Лунный мир» Паизиелло; в 1785 - Дьявол в квадрате, или Двойное превращение» на собств. сцен. и музыку. Преподавал в Театр. училище, а с 1782 также в труппе Вольного театра.
Творч. взгляды А. изложил в полемич. брошюре (Милан, 1773), содержавшей два письма к Ж. Ж. Новеру, где обвинил его в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождавшейся эстетикой сентиментализма. В 1774 вновь сотрудничал в Вене с Глюком, пост. его балет «Китайский сирота» (1777), который в 1777 перенёс в Петербург. Последние годы жизни А. работал в миланском театре «Ла Скала». Среди пост.: «Федра» (1788), «Лоренцо», «Амур и Психея» (1789). В конце века стал участником освободит. борьбы против австр. владычества. В 1799-1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше в театре не работал. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному театру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764-1830), работавший в Италии.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

АН..

ЩЕЛКУНЧИК

ЭДУАРДОВА

ЯРОСЛАВНА

ЯСТРЕБОВА

(c) Русский балет 2009-2015