БАЛЕТ В КИНО. Первые съёмки балета в России относятся к 1908, когда в фильме «Пьеро и Пьеретта» (реж. А. Дранков) зрители увидели танц. номер, исполненный артистами балета Мариинского театра. Вскоре было снято неск. балетных фильмов с участием прима-балерины Большого театра Е. В. Гельцер - «Ноктюрн» на муз. Ф. Шопена и «Коппелия» (1913), а также «Музыкальный момент» на муз. Ф. Шуберта, запечатлевший её дуэт с В. Д. Тихомировым (1913, реж. Я. А. Протазанов), и «Азиадэ» (1918) с участием М. М. Мордкина и М. П. Фроман . Первой рус. кинозвездой стала балерина Большого театра В. А. Каралли , сыгравшая около 30 ролей в немом кинематографе. Мн. её героини были балеринами («Любовь статского советника», 1914; «Хризантемы», 1914; «Умирающий лебедь», 1917); плёнка сохранила для нас не только её игру, но и танец, ставший неотъемлемой частью кинодраматургии. Новая волна интереса кинематографа к балету возникла во 2-й пол. 40-х гг., когда в худож. фильмы стали включаться фрагменты из балетных спектаклей («Солистка балета», 1947, реж. А. В. Ивановский , в котором снимались Г. С. Уланова и в роли героини фильма М. Е. Редина ), а также создаваться фильмы-концерты с участием выдающихся мастеров танца, представлявшие док. ценность для истории балета: «Большой концерт» (1951, реж. В. П. Строева, операторы М. Е. Гиндин, В. В. Николаев; фрагменты из «Лебединого озера» с М. Т. Семёновой, В. А. Преображенским, М. М. Плисецкой, Ю. Г. Кондратовым и «Ромео и Джульетты» с Улановой, М. М. Габовичем, С. Г. Коренем, А. Н. Ермолаевым; «Половецкие пляски» с А. М. Мессерером, Е. Г. Чикваидзе , Е. М. Ильюшенко, Е. К. Фарманянц ), «Концерт мастеров искусств» (1952, реж. Ивановский, Г. М. Раппапорт, оператор С. В. Иванов ; фрагменты из балетов: «Шопениана» с Улановой и Преображенским; «Раймонда» с Н. М. Дудинской и К. М. Сергеевым; «Гаянэ» с А. Я. Шелест , Т. М. Вечесловой, И. Б. Зубковской, С. С. Капланом, И. Д. Бельским), «Мастера русского балета» (1954, реж. Раппапорт, оператор Иванов; фрагменты из балетов: «Лебединое озеро» с Улановой, Дудинской, Сергеевым; «Бахчисарайский фонтан» с Улановой, Плисецкой, П. А. Гусевым, Ю. Т. Ждановым, Бельским; «Пламя Парижа» с В. М. Чабукиани , М. Л. Готлиб, Я. Г. Сангович ). С сер. 50-х гг. на киностудиях начинают создаваться полнометражные цветные фильмы-балеты, экранизирующие наиболее известные спектакли Большого театра и Театра им. Кирова: «Ромео и Джульетта» (1955, реж. Л. О. Арнштам, Л. М. Лавровский , балетм. Лавровский, операторы А. В. Шеленков, И. Е. Чен; с Улановой, Ждановым, Коренем, Ермолаевым, А. А. Лапаури ), «Лебединое озеро» (1957, реж. З. П. Тулубьева, операторы М. А. Силенко, А. Л. Хавчин; с Плисецкой, Н. Б. Фадеечевым, В. А. Левашовым), «Хрустальный башмачок» (по балету «Золушка», 1961, балетм. Р. В. Захаров , реж. А. А. Роу, Захаров, оператор А. И. Гинцбург; с Р. С. Стручковой, Г. В. Ледяхом, Е. С. Максимовой, Е. Л. Рябинкиной), «Хореографические миниатюры» (1960, реж. А. И. Дудко , Л. В. Якобсон , балетм. Якобсон, оператор К. Соболь ; с И. А. Колпаковой, А. Е. Осипенко , Шелест, Б. Я. Брегвадзе , Бельским), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961, балетм. А. И. Радунский , реж. Тулубьева, операторы Силенко, Е. П. Япуи; с Плисецкой, В. В. Васильевым, Радунским, А. Б. Шербининой), «Спящая красавица» (1964, реж. Дудко, Сергеев , оператор А. М. Назаров; с А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёвым, Дудинской, Н. Р. Макаровой, В. М. Пановым), «Лебединое озеро» (1968, реж. и оператор те же; с Е. В. Евтеевой, Дж. И. Марковским, М. А. Эсамбаевым), «Балерина» (1970, реж. и оператор В. К. Дербенёв; фрагменты из «Раймонды» и «Кармен-сюиты» с Плисецкой, Фадеечевым, С. Н. Радченко ), «Барышня и хулиган» (1970, балетм. К. Ф. Боярский , реж. Дудко, оператор Э. А. Розовский; с Колпаковой, А. А. Носковым, С. П. Кузнецовым), «Анна Каренина» (1975, балетм. Плисецкая , Н. И. Рыженко , В. В. Смирнов-Голованов , реж. М. М. Пилихина, операторы Пилихина, В. Т. Папян; с Плисецкой, А. Б. Годуновым, В. П. Тихоновым), «Спартак» (1976, реж. Ю. Н. Григорович , Дербенёв, балетм. Григорович, операторы Дербенёв, В. Пищальников; с Васильевым, М. Э. Лиепой, Н. В. Тимофеевой, Н. И. Бессмертновой), «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1978, реж., балетм. и операторы те же; с Ю. К. Владимировым, Бессмертновой, Б. Б. Акимовым). Были сняты и худож. фильмы о творчестве балетм. М. И. Петипа («Третья молодость», 1965, сцен. А. А. Галич, П. Андреотт, реж. Ж. Древиль) и балерины А. П. Павловой («Анна Павлова », 1983, сцен. и реж. Э. В. Лотяну), а также «Фуэте» (1986, сцен. Б. В. Ермолаев , С. Я. Кулиш, реж. Васильев , Ермолаев, балетм. Васильев), где гл. роли сыграли известные танцовщики Максимова , Васильев, Осипенко, Н. Д. Большакова, К. Е. Заклинский . Удачным и плодотворным оказался союз балета и док. кино. На Центр, студии док. фильмов были созданы фильмы о ведущих артистах балета: «Галина Уланова» (1963, реж. Л. М. Кристи, М. Е. Славинская), «Майя Плисецкая» (1964, реж. В. В. Катанян; новая ред. 1981), «Раиса Стручкова » (1981, реж. В. Раменский), «А дольше всего продержалась душа» (посв. памяти М. Э. Лиепы, 1990, реж. С. Раздорский). Большой вклад в развитие док. фильмов о балете внёс реж. Ю. Н. Альдохин.
|
ТАРАС БУЛЬБА ТЕР-СТЕПАНОВ ТРИ ТОЛСТЯКА ТРОПОЮ ГРОМА ФИЛИППОВСКИЙ ЦАРЬ КАНДАВЛ
|
(c) Русский балет 2009-2015