БЕНУА Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург - 9.2.1960, Париж], художник театра, живописец, график, историк искусства, режиссёр. Сын архитектора Н. Л. Бенуа . В 1887-88 вольнослушатель АХ; в 1890-94 учился на юридич. факультете Петерб. университета, одновременно занимался живописью под рук. брата Альберта Н. Бенуа. В 1890-1910 неоднократно посещал Германию, Италию, Францию и др. страны. Организатор рус. секции мюнхенского Сецессиона (1896), один из организаторов и идеолог худож. объединения «Мир искусства» (1898) и журнала того же названия. Как историк искусства и худож. критик много сделал для изучения рус. худож. наследия 18-19 вв. и для пропаганды совр. искусства. С 1900 и до конца жизни работал для рус. и европ. театра. Ближайший сотрудник С. П. Дягилева, один из организаторов Русских сезонов, художник и либреттист ряда балетов; работал преим. с М. М. Фокиным. Многогранная творч. деятельность Б. во многом определила обновление театр. искусства в России нач. 20 в. Глубокое знание культуры и быта разл. эпох, тонкое чувство стиля и единства всех компонентов спектакля (либретто. музыка, режиссура, оформление) сочетались в лучших работах Б. с неизменной поэтичностью и «живописным» видением целого. Эти качества проявились в крупнейшем создании Б. - оформлении балета «Петрушка» (1911, балетм. Фокин ; Б. - соавтор либр.) с его ироничным переосмыслением быта николаевской эпохи, рус. фольклора и нар. лубка в эстетич. рамках рус. символистского театра. В 1918-26 хранитель Гос. Эрмитажа, член Комиссии по охране памятников искусства и старины, худ. и реж. Большого драм. театра в Петрограде. Внёс значит. вклад в становление совр. театра. С 1926 жил в Париже, оформлял спектакли мн. европ. театров. Среди балетных пост.: «Павильон Арми-ды» (1907 и 1923, Мариинский театр ; вариант 1909, Русские сезоны ), «Обманутый посетитель» (1908, благотворит, спектакль, Петербург); для антрепризы Дягилева «Шопениана» («Сильфиды»), дивертисмент «Пир» (с др. худ., обе 1909), «Жизель» (1910), опера-балет «Соловей» (1914) «Свадьба Авроры» (1922, с Н. С. Гончаровой); для труппы Иды Рубинштейн (на сцене парижской Оперы) - «Свадьба Психеи и Амура» (1928), «Поцелуй феи», Давид» (костюмы), «Ноктюрн», «Болеро», «Возлюбленная» (все 1928), «Чары Альцины» (1929), «Вальс» (1930), Диана де Пуатье», «Семирамида» (обе 1934). Др. пост.: «Психея» (1935, «Опера комик», Париж), «Щелкунчик» (1938, «Ла Скала», Милан; 1957, «Ковент-Гарден», Лондон), «Лебединое озеро» (1945), «Раймонда» (1946, обе «Балле рюс де Монте-Карло», Нью-Йорк), «Зачарованная мельница» (1949, «Гран балле дю марки де Куэвас», Париж). Создавал неск. вариантов оформления, в частности балета «Петрушка» (1916, Королевский театр, Мадрид; 1920, Петрогр. театр оперы и балета; 1921, Большой театр; 1930, «Русская опера и балет», Париж и Копенгаген; 1936, «Балле рюс де Монте-Карло»; 1947 и 1953, «Ла Скала»; 1949, парижская Опера; 1956, Штаатсопер, Вена; 1957, Королевская опера, Копенгаген, и Королевский балет, Лондон). Автор портретов деятелей рус. культуры К. А. Сомова, В. А. Серова, М. В. Добужинского, Н. Н. Черепнина, Дягилева, Л. С. Бакста, Б. И. Анисфельда, Н. К. Рериха, С. С. Прокофьева , А. К. Шервашидзе, М. Ф. Ларионова, И. Ф. Стравинского ; автопортретов. Соч.: А. Бенуа размышляет..., М., 1968; Мои воспоминания, 2 изд., кн. 1-5, М., 1990.
|
ЭЛВИН ЭЛЬЯШ ЭШПАЙ
|
(c) Русский балет 2009-2015