БЕРНАДЕЛЛИ ( Bernadelli ) Фортунато (? - 5.12.1830, Москва), итальянский артист, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В 1812-17 работал в Париже, Амстердаме, Брюсселе, Вене, Варшаве. В 1818 с женой Анной Бернаделли переехал в Петербург, а через неск. месяцев - в Москву, где работал до 1822 первым танцовщиком и балетмейстером. Дебютом Б. на моск. сцене был балет «Жанета и Колен, или Деревенская свадьба» (Колен - Б., Жанета - А. Бернаделли). В этот период Б. ставил в Большом театре спектакли в традициях итал. комедии дель арте и пасторальных сентиментальных балетов: «Майский праздник в городе Тревизо», «Механические фигуры» (оба 1818), «Хитрости, или Притворная смерть Арлекина», Двойной поединок», «Ночное свидание», «Садовница», Дикая, или Счастливая невинность» П. Враницкого (все 1819). Показывал в собств. ред. старые пантомимные балеты зап.-европ. репертуара: «Любовь Марса и Венеры, или Сети Булкановы» (1819), «Тайный брак, или Чёрный лес» (1820), оба - комп. Ленгард. Наиболее значит, балет этого, периода - «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле» (1818). В 1818-22 в моск. Большом театре исполнял комедийные, гротесковые, пантомимные роли: Рауль («Рауль Синяя Борода», балетм. И. И. Вальберх ), Сулейман («Разбойники Средиземного моря», балетм. А. П. Глушковский ). В 1823-25 работал в Варшаве, в 1826 вернулся в Москву в Большой театр. В этот период пропагандировал идеи и традиции Ж. Ж. Новера («Смерть Атиллы, царя гуннов, прозванного бичом рода человеческого» Н. Е. Кубишты, 1830), творчество С. Вигано, обращался к сюжетам классич. литературы: «Отелло, или Венецианский мавр» на сб. муз. (1828), «Ричард Львиное Сердце в Палестине» Кубишты (либр. по роману В. Скотта, 1829) и др. Музыку к большинству пост. Б. подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц (из произв. К. М. Вебера, Дж. Россини и др.). Б. работал в тесном содружестве с композиторами А. А. Алябьевым («Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты», 1827), Кубиштой. Его балетмейстерская деятельность помогала моск. балетной труппе познакомиться с осн. течениями в зап.-европ. хореографии до эпохи романтизма, а исполнительская - первого мима труппы Большого театра (Геркулес «Геркулес и Омфала»; Бедуин - «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов»; Отелло - «Отелло, или Венецианский мавр») - оказала большое влияние на развитие актёрского искусства моск. балета.
|
АНТОНОЛИНИ АРЗАМАСЦЕВ АРЛЕКИНАДА АРМСГЕЙМЕР БАЛТАЧЕЕВА БАРЫШНИКОВ БЕЗОБРАЗОВ БОГОМОЛОВА БОЛЬШАКОВА БОРОВИКОВА БРИЖИНСКАЯ БУРМЕЙСТЕР БУТРИМОВИЧ ВИНОГРАДОВ ВИРСАЛАДЗЕ
|
(c) Русский балет 2009-2015