А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«ГЕПТАХОР» (от греч. hepta - семь и chores - пляска), студия муз.-пластич. движения. Создана в 1914 в Петербурге; название «Г.» получила в 1918. Своим рождением «Г.» обязан А. Дункан . Её гастрольные концерты в Петербурге в 1907 оказали большое влияние на будущих организаторов - поклонников искусства амер. танцовщицы-босоножки. Увлечённые искусством Дункан, а также античным искусством Др. Греции, они объединились в любит, коллектив и подражали её танцам. Весной 1915 начались систематич. педагогич. работа и поиск оригинальной системы муз.-пластич. воспитания. Осн. педагогич. работу вели С. Д. Руднева, Н. А. Энман, Н. В. Педькова, К. В. Тревер, И. В. Тревер, Е. В. Цинзерлинг, Ю. В. Тихомирова. В 1919-21 «Г.» входил в состав Института живого слова, рук. В. Н. Всеволодским-Гернгроссом. В 1922 студия была зарегистрирована как частная Студия муз. движения, а в 1927 получил статус Гос. студии муз. движения. Худож.-педагогич. практика «Г.» основывалась на принципах искусства Дункан, её идеях воспитания совершенной и гармонич. личности средствами пластически свободного танца. Отталкиваясь от существующей в природе искусства танца зависимости движения от музыки, гептахоровцы искали свой путь и занимались развитием «музыкально-двигательного рефлекса» и доводили его до акта худож. творчества. Музыка, считали они, свободна от «словесно-программного сюжета» и предлагали выражать её эмоционально-образную суть в «чистом, лишённом изобразительности движении». Стержнем творческого метода «Г.» была импровизация. Дети принимались в студию без каких-либо возрастных ограничений. Помимо занятий муз. движением студийцы занимались рисованием, изучали историю искусств и мифологию, посещали музеи, выставки, сами шили костюмы. Первые сценич. композиции содержали, как правило, образные мотивы антич. трагедий: «Сцены из Одиссеи» на муз. К. Глюка, «Новогреческие песни» на мелодии греч. песен - обе в 1918, «Геракл в саду Гесперид» на муз. Ф. Шопена , «Каледонский грех» на муз. Ф. Шуберта, «Сказка о царевне Несмеяне» на муз. франц. композиторов - все в 1923. Первый выпуск состоялся в 1926. Студийцы исполняли композиции собств. сочинения на муз. А. Н. Скрябина, П. Хиндемита (« XX век») и мелодии фокстротов. В 1927 «Г.», как и мн. др. студии, был закрыт, но, несмотря на это, студия продолжала свою творч. жизнь. Последнее выступление состоялось в Ленинграде в конце 1934. Летом 1935 ведущие педагоги студии Руднева, В. З. Бульванкер, Л. С. Генералова, Э. М. Цильдерман-Фиш переехали из Ленинграда в Москву и активно включились в работу по организации студий худож. движения в городах Моск. обл. В 1936 с их участием были организованы курсы руководителей коллективов для Моск. обл. После Вел. Отеч. войны Руднева и Цильдерман-Фиш вели научно-методич. и пед. работу, в частности в МГУ. В Москве и в 90-е гг. в разл. коллективах продолжают дело гептахоровцев их ученики и последователи: В. П. Белозорович возглавляет работу моск. Междунар. спец. школы музыки и пластики, Л. Г. Вареник - председатель Культурно-методич. центра Музыкальное движение при ассоциации Международное творчество, О. К. Попова - консультант психологич. факультета МГУ.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГЕ..

ВАСИЛЬЕВ

ВЕДЕНЕЕВ

ВИЛЬТЗАК

ВОРОБЬЁВ

ГАВРИЛИН

ГАЕВСКИЙ

ГАЛЕЦКАЯ

ГЗОВСКАЯ

ГЗОВСКИЙ

ГИМАДЕЕВ

ГЛАДЫШЕВ

ГЛАЗУНОВ

ГОЗЕНПУД

ГОЛИКОВА

ГОЛОВАНЬ

(c) Русский балет 2009-2015