ГЛАЗУНОВ Александр Константинович [29.7 (10.8).1865, Петербург - 21.3.1936, Париж; в 1972 прах перевезён в Ленинград], композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Республики (1922). Почётный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов (1907). Ученик Н. А. Римского-Корсакова . Один из крупнейших рус. симфонистов, Г. был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танц.-пластич. свойств музыки («Свадебное шествие», «Концертные вальсы», «Балетная сюита»). Танц. темы пронизывают его симфонии (4-ю и 6-ю), квартеты. Склонность к симфонизации жанрово-танц. образов («Шопениана», «Гадание и пляска») привела Г. в балетный театр. В отличие от П. И. Чайковского , подчинившего жанр балета-феерии законам муз. драмы, Г. выявляет и обобщает лирико-эпич. тенденции, заложенные в образных и композиц. структурах «большого балета» («Раймонда», 1898, Мариинский театр , балетм. М. И. Петипа ). Традиц. схемы классического танца становятся, по словам Г., «благотворными оковами», в которых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определённый тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия [напр., парадность монументальной «Раймонды» и пасторальный колорит одноактного балета «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (1900, Эрмитажный, затем Мариинский театры, балетм. Петипа)], балеты Г. обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении разл. жанровых сфер. Так, в «Раймонде» любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-араб. и венг. сюит танцев; в балете «Барышня-служанка» лирич. мелос вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенён сюитой старинных франц. танцев, передающих стилизованную обстановку «галантного века». В балетах Г. новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклич. форм. Грандиозные жанровые циклы «Раймонды» - гл. средство достижения муз. единства партитуры и основа симфонизации и слияния классич. и характерного танца (классич. Grand pas hongrois в 3-м акте). В балете «Времена года» (1899, пост. 1900, Эрмитажный, затем Мариинский театры, балетм. Петипа) Г., сохраняя традиц. композицию каждой из 4-х частей (следующих без перерыва), создаёт целостную симф. конструкцию всей партитуры. Так возникает хореогр. симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в. Балеты Г. - самое значительное явление балетного симфонизма на рубеже 19-20 вв., соответствующее нормам театр, поэтики поздних балетов Петипа. Подобно «высокому академизму» классического танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Г., подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая «Спящей красавице» в драматизме и мастерстве психологич. характеристики, «Раймонда» Глазунова - Петипа представляет собой законченный образец единого муз.-танц. стиля своей эпохи. Симф. музыка Г. неоднократно становилась материалом для хореогр. интерпретаций. Сюита «Шопениана» (ор. 46, 1892) послужила основой для 1-й ред. одноим. балета М. М. Фокина, для которого Г. дополнит, оркестровал Вальс cis - moll op . 64, № 2 Шопена (1907, Мариинский театр, Петербург). Др. балетные интерпретации: вступление и пляска Саломеи из музыки к драме «Саломея» О. Уайльда («Пляска семи покрывал», 1908, Петербург, балетм. Фокин ), симф. поэма «Стенька Разин» (для балетной пост. Г. дописал «Пляску дружины Разина» на тему нар. песни «Вниз по матушке по Волге», 1915, Петроград, балетм. Фокин; 1918, Москва, балетм. А. А. Горский ), 5-я симфония (1916, Москва, балетм. тот же). С 1899 проф. (с 1905 директор) Петерб. консерватории (в 1917 - 28 её ректор). В 1885-1903 ежегодно - Глинкинская пр.
|
ГАЕВСКИЙ ГАЛЕЦКАЯ ГЕПТАХОР ГЗОВСКАЯ ГЗОВСКИЙ ГИМАДЕЕВ ГЛАДЫШЕВ ГОЗЕНПУД ГОЛИКОВА ГОЛОВАНЬ ГРАНЦОВА ГРИКУРОВ ДАНИЛОВА ДАШИЧЕВА ДЕЗЕРТИР
|
(c) Русский балет 2009-2015