А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЛИНКА Михаил Иванович [20.5 (1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р-на Смоленской обл. - 3(15).2.1857, Берлин; 24.5(5.6). 1857 перезахоронен в Петербурге], композитор. Основоположник русской классической музыки. Не сочинив ни одного балета, Г. использовал танц. формы в произв. др. жанров. Танец у Г. стал одним из средств создания образов героев (в опере), картин нар. жизни (в симф. произв.), передавал богатое лирич. содержание. В польских танцах из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836), танцах дев Наины и восточных танцах из оперы «Руслан и Людмила» (1842), выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились гл. принципы танц. формы. Польские танцы - первый в русском балетном искусстве пример симф. разработки хореографич. действия. Балетные сцены в операх Г., его симф. сочинения, особенно «Вальс-фантазия» (первонач. для фортепиано, 1839; оркестровая ред. 1845; последняя ред. 1856), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) положили основание будущему классическому русскому балету, подготовив реформаторские достижения Чайковского . Ярко характерная, насыщенная жанрово конкретными элементами и портретными зарисовками музыка Г. многократно использовалась для создания балетов: «Сон» (1915, Мариинский театр , сцен. и балетм. М. М. Фокин ), «Арагонская хота» (1916, там же, сцен. и балетм. тот же), «Испанские эскизы» (1918, театр сада «Аквариум», Москва, сцен. и балетм. А. А. Горский ), «Я помню чудное мгновенье» (по А. С. Пушкину, на основе ряда произв. Г. в ред. Г. Н. Синисало, 1962, Театр им. М. Джалиля, балетм. И. В. Смирнов ; 1973, Челябинский театр, балетм. Л. В. Воскресенская), «Русские миниатюры» (на муз. Г., А. А. Алябьева, А. К. Лядова, А. С. Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой театр, балетм. В. А. Варковицкий ), «Глинкиана» (на муз. разл. произв. Г., 1967, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин ), «Блестящий дивертисмент» (1973, ансамбль «Хореографические миниатюры», балетм. Л. В. Якобсон ), «Руслан и Людмила» на муз. оперы Г. в аранжировке И. Г. Агафонникова (1992, Театр балета КДС, балетм. А. Б. Петров ).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГЛ..

ГАМЛЕТ

ГЕЙТЕН

ГЕРБЕК

ГЕРБЕР

ГЕРИНО

ГИТАНА

ГИЧИНА

ГОФМАН

ГРАНЖЕ

ГРЕКОВ

ГРИБОВ

ГРИДИН

ГРИНЕР

ГУЛЯЕВ

ГУСЕВА

(c) Русский балет 2009-2015