ГЛУШКОВСКИЙ Адам Павлович (1793 - ум. между 1868 и 1870), артист, балетмейстер. В 1809 окончил Петерб. балетную школу (педагоги И. И. Вальберх и Ш. Дидло ). В 1808-11 танцевал на петерб. сцене. С 1812 был переведён в Москву. Сначала Г. выступал в виртуозном репертуаре - Зефир («Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным»). Впоследствии перешёл на роли пантомимного и характерного плана: Язон («Медея и Язон»), Вержи («Рауль Синяя Борода»), Рауль («Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов»), Леон («Леон и Тамаида»), Евтимий («Евтимий и Евхариса»). В 1831 оставил исполнит, деятельность. В 1812-39 рук. балетной школы и гл. балетмейстер Большого театра (Москва). Во время Отечеств. войны 1812 сохранил балетную школу, вывезенную из Москвы, а по возвращении восстановил и школу и труппу. Поставил 20 балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: «Филатка с Федорой у качелей под Новинским» (1815) и «1 мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816) на муз. С. И. Давыдова, «Торжество россиян, или Бивак под Красным» (1816), «Казаки на Рейне» (1817, оба на сб. муз.). В них Г. пропагандировал нац. фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле «романа ужасов» на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: «Развратный, или Вертеп разбойников» (1814), «Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора» (1816). В 1817 перенёс на моск. сцену балет Дидло «Зефир и Флора» с муз. К. Кавоса; всего Г. воспроизвёл 14 балетов Дидло. Некоторые из них обрели в трактовке Г. особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма («Венгерская хижина» М.-А. Венюа, 1819). Заслугой Г. в истории балета является создание спектаклей на темы рус. литературы. Первым опытом была постановка балета на сюжет А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Опираясь на традиции рус. сказочной оперы, Г. насытил свой спектакль общими приметами этого жанра (превращения, провалы, полёты) и ввёл ряд новых персонажей, вплоть до фурий. В то же время он сохранил гл. мысль поэмы верность любви и долгу, готовность к подвигам. Эффектное феерич. зрелище держалось на моск. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено в Петербург. Воздействия романтич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г. «Праздник гарема» (на темы «Бахчисарайского фонтана»), включённом в постановку «Керим-Гирея» А. А. Шаховского (1827), и балета «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» (1831, оба на сб. муз.). К романтич. балетной пушкиниане Г. примыкает трёхактный балет «Три пояса, или Русская Сандрильона» на муз. Шольца (по мотивам сказки В. А. Жуковского, 1826). Театрализация рус. муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. романтизма, развитие на рус. нац. почве эстетич. опыта Дидло, воспитание отечеств, танцовщиц и танцовщиков определяют прогрессивное значение творчества Г. для балетного театра 1810-30 гг. Г. - первый теоретик и историк рус. хореографии. Его лит. труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в. Соч.: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин», 1856, т. 1, кн. 4; Воспоминания балетмейстера [вступ. ст. Ю. Слонимского], Л.-М., 1940.
|
БОЧАРНИКОВА БУБЕЛЬНИКОВ ВАРКОВИЦКИЙ ВИНОГРАДОВА ГИЛЬФЕРДИНГ ГЛАЗШНЕЙДЕР ГЛУШКОВСКАЯ ГЮЛЛЕНЬ-СОР ДОБУЖИНСКИЙ ДОЧЬ ГУДУЛЫ ДРАНИШНИКОВ ЖАВОРОНКОВА ЗАКАЛИНСКИЙ ЗЛАТКОВСКАЯ ЗОЛОТОЙ ВЕК
|
(c) Русский балет 2009-2015