ГОЛОВИН Александр Яковлевич [17.2(1.3).1863, Москва - 17.4.1930, г. Пушкин], живописец, график, художник театра. Нар. арт. Республ. (1928). Действит. чл. АХ (1912). Учился в МУЖВЗ (1881-89) у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в академии Коларосси в Париже (1889), в мастерской Витти (1897). Примыкал к объединению «Мир искусства». В 1900 автор (с К. А. Коровиным) декораций к балету «Дон Кихот» (Большой театр). С 1901 декоратор имп. театров. Приход Г. в театр связан со значит. периодом в декорац. искусстве. Утверждал живописный образ как равноценный и эстетически значимый элемент спектакля, подчиняя ему все компоненты оформления - задники, кулисы, костюмы, грим, бутафорию, свет, разрабатывая их с большой тщательностью. Произв. Г. отличались живописным мастерством, декор. пышностью, знанием историч. стилей, пространств, видением спектакля. Работая преим. для драм. и оперного театра, Г. обращался к балету лишь эпизодически. Оформление балета «Жар-птица» для Русских сезонов в Париже (1910, балетм. М. М. Фокин ) - одно из лучших созданий художника, оказавших значит. влияние на развитие мирового театр.-декорац. искусства (в 1964 этот балет в декорациях Г. возобновлён на сцене Большого театра). Оформил также: «Волшебное зеркало» (1903, Мариинский театр , балетм. М. И. Петипа ; с теми же декорациями пост. в Большом театре в 1905), «Времена года» (1907, Мариинский театр, балетм. И. Г. Легат ), «Арагонская хота» (1916, там же, балетм. Фокин), «Сольвейг» (1922, Петрогр. театр оперы и балета, балетм. П. Н. Петров ), «Ледяная дева» (1927, Ленингр. театр оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов ). Соч.: Роль художника в театре, в сб.: Театрально-декорац. искусство в СССР, 1917-1927. Л., 1927; Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.-М., 1960.
|
ГАМАЛЕЙ ГАРТМАН ГВОЗДЕВ ГЕЛЬЦЕР ГЕНСЛЕР ГЕРГИЕВ ГОДУНОВ ГОЛУБИН ГОЛУБОВ ГОНЗАГО ГОРДЕЕВ ГОРСКИЙ ГОРЯНКА ГРАЧЁВА ГРЕВЦОВ
|
(c) Русский балет 2009-2015