А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЗОВСКАЯ (урожд. Исаченко ) Татьяна (18.3.1901, Москва - 29.9.1993, Берлин?), артистка, балетмейстер, педагог, театральный деятель. Классическому танцу обучалась с 1908 в Петербурге у Е. П. Соколовой и О. И. Преображенской, совр. танцу - в студии Ирмы Дункан . Работала в Мариинском театре. Во время гражд. войны пробовала свои силы как педагог в Екатеринодаре (Краснодаре). С 1925 жила в Берлине, преподавала классич. танец, ставила танцы в варьете. В 1928 с мужем В. Гзовским открыла собств. школу и основала труппу «Балет Гзовских», которая выступала в Берлинском Зимнем саду. В 1935 с пост. балета «Дон Жуан» К. В. Глюка в Эссене началась её балетмейстерская деятельность. Пост.: «Ландскнехты» Вайсмана (Эссен, 1936), «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского (Шаушпильхауз, Берлин, 1938), «Влюблённые из Вероны» (1944) Л. Шписа, «Катулли Кармина» К. Орфа (1943) - обе в Лейпциге. В 1943 Г. оказалась в «чёрном списке» геббельсовской цензуры, расценившей её пост. балета «Гойески» на муз. оперы Э. Гранадоса в берлинском театре «Фольксбюне» как «вырожденческую» и «антипатриотичную».
С именем Г. связаны возрождение и расцвет нем. балета после 2-й мировой войны. В 1945-52 она по приглашению сов. военной администрации руководила балетной труппой Нем. гос. оперы в Вост. Берлине. Пост.: «Болеро», «Петрушка» (обе 1946), «Ромео и Джульетта» (1948, впервые в Германии), «Спящая красавица» (1949); «Дон Кихот» Шписа (1949). В результате конфликта с руководством ГДР, в борьбе за социалистич. реализм запретившим пост. балетов И. Ф. Стравинского и Б. Блахера, Г. с частью труппы переехала в Зап. Берлин. Здесь она получила всемирное признание после пост. на театр, фестивале в 1952 балета «Идиот» (по Ф. М. Достоевскому) Х. В. Хенце. В 1954-66 руководила балетом Гос. оперы (с 1961 Дойче Опер») в Зап. Берлине и труппой «Берлинский балет», с которой гастролировала во мн. странах мира. Преподавала в созданной по её инициативе Академии танца в Берлине.
Ко многим из 150 поставленных ею балетов Г. сама написала либретто, часто привлекая к работе ведущих зап.-европ. композиторов. Соединяя приёмы рус. классического балета со стремлением к максимальной свободе средств выразительности, она выработала собств. стиль Драматического танц. действия», лаконичного, остросюжетного, наделённого трагич. пафосом. Др. пост.: «Гамлет» Б. Блахера (1951, Театр «Колон», Буэнос-Айрес; 1953, Зап. Берлин), «Жоан из Цариссы» В. Эгка (1950, там же; 1953, Мюнхен); «Триумф Афродиты» К. Орфа (1953) и «Мавра» Стравинского (1956, обе в «Ла Скала», Милан), «Пелеас и Мелисанда» М. Г. Баумана, «Красный плащ» Л. Ноно (оба 1954), «Сигнал» Г. Клебе (1955), «Венецианский мавр» Блахера (1956), «Агон» Стравинского (1959, Франкфурт-на-Майне), «Медуза» Г. фон Эйнема (1958), «Чёрное солнце» Хартига (1959), «Ундина» Хенце (1959), «Лабиринт правды» Э. Вареза (1964), «Тристан» Блахера (1965, все в Зап. Берлине), «Дама с камелиями» А. Соге (1957, Зап. Берлин; 1960, парижская Опера). Последняя пост. - «Раймонда» (1975, Зап. Берлин). За органичное развитие традиций рус. классического балета в зап.-европ. культуре Г. удостоена франц. пр. им. С. П. Дягилева (1963). Лауреат и кавалер мн. премий и орденов, среди которых Крест за заслуги перед ФРГ. Почётный чл. Нем. оперы и Академии искусства в Берлине.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГЗ..

ВЕДЕНЕЕВ

ВИЛЬТЗАК

ВОРОБЬЁВ

ГАВРИЛИН

ГАЕВСКИЙ

ГАЛЕЦКАЯ

ГЕПТАХОР

ГЗОВСКИЙ

ГИМАДЕЕВ

ГЛАДЫШЕВ

ГЛАЗУНОВ

ГОЗЕНПУД

ГОЛИКОВА

ГОЛОВАНЬ

ГРАНЦОВА

(c) Русский балет 2009-2015