«ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ», Санкт-Петербургская (до 1991 Ленинградская) государственная балетная труппа. Орг. в 1969 Л. В. Якобсоном (худ. рук. до 1975) на базе созданной в 1966 П. А. Гусевым труппы Камерный балет . Непревзойдённый мастер балетной миниатюры, Якобсон сформировал оригинальный репертуар, отразивший многообразие его поисков в области малых танц. форм. Первая программа (1971) включала два цикла миниатюр, созданных Якобсоном как специально для «Х. м.», так и в прежние годы: «Классицизм. Романтизм», куда вошли «Па де труа» на муз. Дж. Россини, «Средневековый танец с поцелуями» на муз. С. С. Прокофьева , «Па де катр» на муз. В. Беллини, «Умирающий лебедь» на муз. К. Сен-Санса, «Качуча» на муз. П. Сарасате, «Полёт Тальони » на муз. В. А. Моцарта (позже «Мазурка» на муз. Ф. Шопена ), триптих «Роден» - «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол» (все на муз. К. Дебюсси, пост. 1958), «Отчаяние» на муз. Прокофьева (1963), «Паоло и Франческа», «Минотавр и нимфа» (оба на муз. А. Берга), «Измятая лилия» на муз. В. Вебера, а также два одноактных балета: «Бродячий цирк» на муз. И. Ф. Стравинского и «Свадебный кортеж» на муз. Д. Д. Шостаковича (все 1971). Сюжет и хореография «Свадебного кортежа» навеяны живописью М. Шагала. Балет снят с репертуара худож. советом Управления культуры и восстановлен только после смерти Якобсона, в 1975. В след. программу вошли одноактные балеты: «Экзерсис XX », класс-концерт на муз. И. С. Баха в обработке ансамбля «Свигл-Сингерс» и трио «Плей-Бах»; «Контрасты» и «Негритянский концерт» на муз. Стравинского, фольклорный цикл «Русские миниатюры», объединивший жанровые сценки («Тройка» на муз. Стравинского, «Русский сувенир» А. П. Петрова, «Деревенский Дон Жуан» Ю. М. Зарицкого) с миниатюрами на сказочную тему («Мёртвая царевна» и «Жар-птица» - обе на муз. Стравинского, «Снегурочка» на муз. Прокофьева, «Баба-яга» на муз. М. П. Мусоргского ). В 1972 был показан цикл «Хореографические зарисовки», куда вошли миниатюры, сочинённые Якобсоном в разные годы, а также маленькие балеты «Симфония бессмертия» Б. И. Тищенко и «Город» на муз. А. Веберна по мотивам одноимённой серии рисунков Ф. Мазереля. В этом же году хореограф сочинил восьмую миниатюру цикла по скульптурам Родена - «Экстаз» на муз. Прокофьева. В 1973 состоялась премьера мини-балета «Блестящий дивертисмент» на муз. М. И. Глинки , а в 1974 новой ред. балета «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского на муз. ранних произв. Шостаковича, цикла «Шесть па де де» на муз. Россини, Шопена, Ф. Легара , А. Онеггера , Б. Бриттена, Г. Доницетти и цикла «Гайдн. Моцарт», включавшего «Сюрприз» на муз. И. Гайдна , «Секстет», Мужские вариации, Женские вариации, «Менуэт», «Па де де» на муз. Моцарта. Каждая нов. программа представляла неожиданные ракурсы творч. Якобсона, была открытием в сфере совр. балетного театра, продолжала традиции М. М. Фокина, прерванные на многие десятилетия в русском балете. Различные пластич. языки, стили, образы и темы представали в неожиданных сочетаниях, сообщая малому жанру глубину и худож. целостность. Это позволило труппе стать принципиально новым хореогр. театром, со своим неповторимым репертуаром и стилем. В 1976 труппу возглавил А. А. Макаров . Задачей коллектива стало сохранение наследия Якобсона. Были возобновлены его ранние постановки: одноактный балет Тищенко Двенадцать» по поэме А. А. Блока (1976), сцены из балетов «Спартак» (1981) и «Шурале» (1985), миниатюры «Хиросима» Г. Гурецкого (1980), «Вестрис» Г. И. Банщикова (1988). Ежегодно репертуар труппы пополняется новыми произв. совр. хореографов. Среди них одноактные балеты и миниатюры в пост.: Г. Д. Алексидзе - «Пульчинелла» Стравинского, «Блудный сын» Прокофьева (1978), «Концерт» на муз. М. С. Березовского, «Орфей в аду» на муз. Е. И. Фомина, «Галантные забавы» на муз. рус. композиторов 18 в. (все 1983), «Восьмая симфония» Л. ван Бетховена (1991); В. А. Бударина - «Белоснежка и семь гномов» Ф. Чёрчила, «Картинки прошлого» на муз. Г. В. Свиридова (оба 1979); С. В. Викулова - «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского (1982); Н. А. Волковой - «Святочные игры» (1981), «Похождения Ходжи Насреддина» (1982), «Во имя жизни» (1985), «Праздничная сюита» (1986), «Жизнь артиста, или Пленный фавн» (1987; все комп. А. Л. Сойников), «Песни Высоцкого» (1987); Л. С. Лебедева - «Третий семестр» И. В. Рехина (1982), «Мушкетёры» (1987, оба комп. В. М. Лебедев ); А. М. Полубенцева - «Па де труа» на муз. Бриттена (1981), «Ноктюрн с вариациями» на муз. И. Гуммеля - Глинки (1982), «Танцы для королевы» на муз. Г. Ф. Генделя (1983), Дуэт» на муз. Т. Альбинони (1984), Дом у дороги» В. А. Гаврилина (1985), «Анданте» на муз. Чайковского (1990); К. А. Рассадина - «Казнь Степана Разина» на муз. Шостаковича (1977), «Муха-Цокотуха» Тищенко (1979). Пост. зарубежных хореографов: Л. Шереги - «Не забывайте детство ! » на муз. Э. Дохнаньи, «Соревнование» на муз. П. Хиндемита, «Последнее свидание» Ф. Хидаша, Дуэт» на муз. Баха (все 1980); П. Шмока «Шехеразада», «Американский квартет» на муз. А. Дворжака, «Музыкальная шутка» на муз. Моцарта (1983), «Прометей» на муз. А. Н. Скрябина (1986), «Ночь просветлённая» на муз. А. Шёнберга (1987); Д. Зейферта - «Инфанта и шут» на муз. Э. Вила-Лобоса, «Любовные песни в миноре» на иракскую нар. муз. (обе 1989), «Родные напевы» на рус. нар. муз., « Passione » на итал. нар. муз. (1991). В кон. 1980-х гг. наметилась новая тенденция в репертуарной политике труппы - обращение к шедеврам мировой классики, балетам «Шопениана» (1987), «Жизель» и «Лебединое озеро» (1990). Особенность коллектива со дня его основания - отсутствие кордебалета. Каждый танцовщик труппы представлял собой яркую актёрскую индивидуальность, которую Якобсон умел высветить с самых неожиданных сторон. Среди ведущих солистов труппы выделились Т. А. Квасова , В. В. Климова , И. П. Кузьмин , И. А. Левицкий, В. А. Соловьёва, А. А. Степин. В 1971-73 солистами были А. Е. Осипенко и Д. И. Марковский .
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ», спектакль в 3 отделениях. 1958, Театр им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон , худ. С. Б. Вирсаладзе , Т. Г. Бруни , дир. Ю. В. Гамалей . В составе спектакля миниатюры (в скобках фамилии исполнителей): «Последняя песнь» на муз. М. Равеля (Н. А. Петрова), «Конькобежцы» Б. П. Кравченко (Л. И. Войшнис , И. А. Чернышёв , Г. Н. Селюцкий ), «Тройка» на муз. И. Ф. Стравинского (И. Г. Генслер , И. Н. Утретская , О. Л. Заботкина , А. В. Гридин ), «Встреча» Кравченко (Войшнис, Ю. С. Мальцев), «Сильнее смерти» И. И. Шварца (Гридин, Чернышёв, Мальцев), «Снегурочка» на муз. С. С. Прокофьева (И. А. Колпакова ), «Прометей» В. И. Цытовича (А. Е. Осипенко , А. А. Макаров ), «Мать» на муз. А. Н. Скрябина (О. Н. Моисеева), «Подхалим» Цытовича (К. А. Рассадин ), «Триптих на темы Родена» на муз. К. Дебюсси «Вечная весна» (Петрова, С. В. Викулов ), «Поцелуй» (Осипенко, В. Д. Ухов ), «Вечный идол» (А. Я. Шелест , Чернышёв), «Бродяжка» на муз. Дебюсси (И. Д. Певзнер), «Мечта» на муз. Ф. Листа (Колпакова, В. Г. Семёнов ), «Венский вальс» на муз. Р. Штрауса (Н. М. Дудинская , К. М. Сергеев ) и др., а также миниатюры, пост. ранее («Птица и охотник» на муз. Э. Грига, «Слепая» Понса - Я. Хейфица, «Полишинель» на муз. С. В. Рахманинова и др.). Спектакль экранизирован в кино (1960).
|
МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-БАЛЕТ
|
(c) Русский балет 2009-2015