А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ИОГАНСОН Анна Христиановна (1860, Петербург - 1917, Петроград), артистка, педагог. Занималась дома у отца, Х. П. Иогансона, сдавая в Петерб. театр. училище экзамены экстерном в качестве «вольноприходящей»; последние два класса обучалась в училище. В 1878 дебютировала в Мариинском театре в «Эсмеральде»; танцевала до 1898. Классич. балерина, соединявшая унаследованную от отца виртуозность датской школы и грацию, мягкость, благородство, приобретённые в работе с М. И. Петипа и др. мастерами русского балета. Сценичность, красивая внешность, владение техникой танца, присущей романтич. балету, обеспечили И. прочный успех в балетах «Кипрская статуя», «Своенравная жена», «Весталка», «Роксана», «Волшебная флейта», «Пакеретта», «Гарлемский тюльпан», «Жизель», «Катарина, дочь разбойника», «Баядерка», «Пахита», «Коппелия», «Царь Кандавл», «Щелкунчик», «Золушка», «Конёк-Горбунок». В 1-й пост. «Спящей красавицы» танцевала партию феи Бриллиантов (1890). В 1883 гастролировала в Париже, затем в Москве. С 1911 педагог класса усовершенствования артистов Мариинского театра. Успехи в танце мн. балерин, в т. ч. Е. П. Гердт и Е. М. Люком , связывают с пед. и репетиторской деятельностью И.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Красовская В., Русский балетный театр второй пол. XIX в., Л.-М., 1963.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ИОГАНСОН Христиан Петрович [8(20).5.1817, Стокгольм - 12(25).12.1903, Петербург], артист, педагог. Хореогр. образование получил в Театр. училище Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского театра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Дебютировал с Е. И. Андреяновой. Первый исполнитель партий (в скобках указаны фам. балетмейстеров): полковник Бленваль («Две тётки, или Настоящий и прошедший век», А. Титюс , 1845), Альварец, живописец («Мечта художника», Ж. Перро, 1845), Фриц, молодой крестьянин («Мраморная красавица», Перро, 1856), Первый танцор («Балетмейстер в хлопотах», Перро, 1851), Родольф Розенталь («Газельда, или Цыгане», Перро, 1853), Валентин («Фауст», Перро, 1854), граф Ландштейн («Брак во времена регентства», М. И. Петипа , 1858), Эсмар («Ливанская красавица», Петипа, 1865), барон де Мезоннев («Сальтарелло», А. Сен-Леон, 1859), Мутча («Конёк-Горбунок», Сен-Леон, 1864), Франц («Пакеретта», Сен-Леон, 1860) и др. Виртуозный классич. танцовщик и великолепный партнёр. И. отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок, что выдавало в нём приверженца эстетики ушедшего «галантного» века. Поначалу исполнял лишь виртуозные партии, обнаруживая точный расчёт и абсолютную выверенность. Современники отмечали, что, бисируя, актёр в мельчайших деталях повторял исполненное. С кон. 1840-х гг. стал выступать и в пантомимных ролях, проявив незаурядное актёрское дарование: Гренгуар («Эсмеральда»), художник Сальватор Роза («Катарина, дочь разбойника»). Выступая 43 года на петерб. сцене, многое перенял у рус. исполнителей,стал подлинно рус. художником. Был замечат. педагогом классического танца. С 1860 (официально с 1869) преподавал в Петерб. театр. училище. Ученики: П. А. Гердт , Н. Г. Легат , М. Ф. Кшесинская , О. И. Преображенская , А. П. Павлова , Т. П. Карсавина. Высоко ценя пед. талант И., Петипа часто бывал на его уроках, нередко брал из классных упражнений материал для сочиняемых балетов. Представитель балетного академизма, И. своим творчеством утверждал огромную худож. ценность, чистоту и благородство классического танца. Деятельность И. связала русскую балетную традицию с датской школой классического танца, а через неё (Бурнонвиль был учеником О. Вестриса) с традицией виртуозного мужского исполнительства 18 в.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ИО..

ЖЕМЧУЖИН

ЖЮРАЙТИС

ЗОЗУЛИНА

ЗОЛОТОВА

ЗЫРЯНОВА

ИГНАТЬЕВ

ИЛЬИЧЁВА

ИСТОМИНА

КАМИЛОВА

КАНЦИАНИ

КАРНАВАЛ

КАРСАВИН

КАТАРИНА

КАШИРИНА

КИРИЛЛОВ

(c) Русский балет 2009-2015