КАРСАВИНА Тамара Платоновна [25.2(9.3).1885, Петербург - 26.5.1978, Биконсфилд, близ Лондона], артистка. Дочь П. К. Карсавина, сестра философа Л. П. Карсавина, внучатая племянница философа и писателя А. С. Хомякова. В 1902 окончила Петерб. театр. училище (педагоги П. А. Гердт , А. А. Горский ). Воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон Кихот» в пост. Горского, старинное па де де «Жемчужина и рыбак», вставленное Гердтом в возобновлённую им «Жавотту» (обе - 1902, Мариинский театр ). На выпускном спектакле танцевала в фрагменте «В царстве льдов» (из балета «Искра любви», пост. Гердта). В 1902-18 в Мариинском театре. Искусство К. складывалось в пору кризиса академизма и поисков выхода из него. В творчестве М. М. Фокина, начинавшего с нарочитого противостояния академич. балету, К. почувствовала нечто близкое. Фокин же, делавший поначалу ставку на А. П. Павлову, не сразу рассмотрел в К. свою идеальную исполнительницу. К. явилась родоначальницей принципиально новых тенденций исполнительства в балетном театре 20 в., получивших позже название «интеллектуального искусства». Критики, ревнители академизма, находили в исполнении К. немалые изъяны. Занятия у Х. П. Иогансона, Е. П. Соколовой, стажировка в Италии у К. Беретта, консультации С. Г. Легата помогали преодолевать недостатки. От сольных партий - цветочница Цикалия («Дон Кихот»), подруга Сванильды («Коппелия»), па де катр фресок («Конёк-Горбунок»), па де де («Жизель»), па де труа («Лебединое озеро»), Генриетта («Раймонда») - К. стала переходить к ведущим партиям: Флора («Пробуждение Флоры»), Царь-девица («Конёк-Горбунок»). Уникальность дара К. проявилась сполна лишь в работе над новыми пост. Фокина. Её интеллект сообщал некую конструктивную основу импрессионистич. хореографии Фокина. Игра оттенков, присущая импрессионизму, не становилась у К. самоцелью, но преломлённая ею, вела к воплощению неких вечных истин и идей. Так поиски совр. искусства в её творчестве смыкались с ценностями академизма. Первая исполнительница партий в пост. Фокина: 11-й вальс («Шопениана», 2-я ред., 1908), еврейский танец («Египетские ночи», 1909), Коломбина («Карнавал»), Жар-птица (обе - 1910), Девушка («Призрак розы»), нимфа Эхо («Нарцисс»), Балерина («Петрушка», все - 1911), 1-я из жён Царя чёрных островов («Исламей»), Молодая девушка («Синий бог»), Тамара («Тамара»), Хлоя («Дафнис и Хлоя»; все - 1912), «Прелюды» (1913), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Ореада («Мидас», обе 1914), «Сон» (1915), танцы в опере «Руслан и Людмила» (1917). Две её лучшие партии созданы в дуэте с В. Ф. Нижинским: Девушка («Призрак розы») и Балерина («Петрушка»). Вкус к стилизаторству, приобретённый К. в сотрудничестве с Фокиным, сказался и в работе над академич. репертуаром. Исполнила гл. партии в балетах: «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик», «Фея кукол», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Пахита», «Арлекинада». Последнее выступление в Мариинском театре - в 1918 в «Баядерке». Гастролировала с труппой Г. Г. Кякшта (1906); а также в Праге (1908), Милане, Лондоне (1909), Берлине, Брюсселе, Лондоне (1910), с труппой С. П. Дягилева - с 1909. С июля 1918 в Лондоне. До 1929 в Русском балете Дягилева, где наряду с прежними исполнила партии: Мельничиха («Треуголка»), Соловей («Песнь Соловья»), Пимпинелла («Пульчинелла»), па де де (опера-балет «Женские хитрости») - все балетм. Л. Ф. Мясин . В 1929-31 в труппе «Балле Рамбер». Оставила сцену в 1931. Возобновила балеты Фокина «Призрак розы» для «Сэдлерс Уэллс балле» (1943), «Карнавал» для «Вестерн тиэтр балле» (1961), помогала Ф. Аштону в пост. «Тщетной предосторожности», репетировала с М. Фонтейн партию Жар-птицы. Разрабатывала новые способы записи танца (1905), переводила труд Ж. Ж. Новера «Письма о танце». Автор ряда статей, мемуаров, методич. пособия по классич. танцу. Вице-през. Королевской академии танца (Великобритания, 1930-55).
|
ИЛЬЮЩЕНКО КАЛМЫКОВА КАМИНСКАЯ КАНЦЫРЕВА КАПУСТИНА КАРИНСКАЯ КАРПАКОВА КАСАТКИНА КИРИЛЛОВА КЛЕОПАТРА КОЛПАКОВА КОНДРАТОВ КОНОНОВИЧ КОРЕЩЕНКО КОРЗЕНКОВ
|
(c) Русский балет 2009-2015