ЛОКАТЕЛЛИ ( Locatelli ) Джованни Баттиста (7.1.1713, Милан или Венеция - 22.4.1785, Петербург; по др. данным - после 1790), итальянский антрепренёр и сценарист. Содержал первый в России общедоступный оперно-балетный театр. В 1747-57 собранная им труппа обосновалась и выступала в Праге, гастролировала в Дрездене, Лейпциге и Гамбурге. С Л. работал К. В. Глюк. Спектакли пользовались огромным успехом, однако высокий худож. уровень постановок требовал больших затрат и делал предприятие убыточным. Контракт Л. с рус. двором в 1757 был способом бегства от кредиторов. Представления открылись в Петербурге 3 дек. 1757 в подвергшемся серьёзной переделке театре близ Летнего дворца (в районе нынешнего Марсова поля) оперой «Убежище богов». В оперную труппу входили мн. европейские знаменитости. В составе балетной труппы: хореограф А. Сакко , артисты Л. и А. Сакко, Дж. (Анна) Конти де Сале, А. Белюцци , К. Белюцци (выступавший также и как балетмейстер), М. Буржиони (прозванная Ла Мантованина), Моро, Ф. Кальцеваро , А. Таулато, Цезарь. В спектаклях принимали участие рус. танцовщики: Авдотья Тимофеева, Варвара Михайлова, Анисья Афанасьева, Францина Фёдорова, Трофим Кириллов , Вавила Афанасьев, Пётр Васильев . Состав труппы ежегодно обновлялся. В репертуаре балеты: в 1757 - «Балет богов морских» и «Балет пастухов» (оба балетм. Сакко) при опере «Убежище богов» Ф. Цопписа; в 1758 - «Волшебство Армиды» и «Балет веселящегося старичья» (оба балетм. Сакко) при опере «Возвращение из Лондона» Д. Фискьетти; «Похищение Прозерпины» (балетм. Белюцци) и «Балет в английском духе» (балетм. Сакко) при опере «Аптекарь» В. Паллавичини и Фискьетти; «Учитель школы» (балетм. Белюцци) и «Амазонки-победительницы» (балетм. Сакко) при опере «Лунный мир» Б. Галуппи; «Андромеда и Персей» и «Балет солдат, или Военный дивертисмент» (оба балетм. Белюцци) при опере «Небрежный» Дж. Рутини; «Прощание матросов» (балетм. Сакко) при опере «Сельский философ» Галуппи; «Героический балет Психеи» и «Балет диких» (оба балетм. Сакко) при опере «Мыза, или Сельская жизнь» Д. Сколари; «Возвращение матросов» и «Героический балет» при опере Дидона оставленная» Цопписа; в 1759 - «Любовь врага» и «Маскарад» при опере «Аркадия из Брента» Галуппи; «Свойства богини цветов» (балетм. Кальцеваро) при опере «Учительница школы» Дж. Кокки; «Турецкой» и «Щастливой дезертир» при неизв. опере 13 августа; в 1760 - «Армида» и «Крестьянская ярмарка, или Рекрутский набор» при неизв. опере 29 октября; в 1761 - «Ярмарка в Лондоне, или Фоксал» при опере «Разговор» Сколари; «Разбитие корабля у Баварских островов» и «Суд Париса» (последний - балетм. Кальцеваро) на музыку И. Штарцера (?) при опере «Китайцы Глюка»; «Викториею венчанный победитель» и «Комический балет, начинающийся крестьянской серенадой» при опере «Абанские купанья» Галуппи, «Оставленная Тезеем и Бахусом присвоенная Ариадна» при неизв. опере 29 октября. Балеты обычно исполнялись между актами оперы или в конце её и могли меняться. Известны назв. некоторых балетов, приведённых в литературе разрозненно; возможно, они ставились отдельно от опер: «Аполлон и Дафна», «Госпожи в серале», «Праздник Клеопатры» [балетм. Сакко (?)] (в роли Клеопатры - А. Белюцци), «Орфей и Эвридика» [балетм. Сакко (?)], «Пандуры», пантомима «Отец солюбовник сыну своему, или Заворожённая табакерка». Часто спектакли у Л. заканчивались фейерверком. Поскольку балеты должны были соответствовать характеру оперы, в хореографич. репертуаре труппы Л. видны две тенденции: одна разрабатывала мифологич. сюжеты, традиционные для балета того времени и соответствующие опере-сериа, другая продолжала линию оперы-буфф - это жанрово-бытовые балеты, где изображались простые люди. Последний известный спектакль у Л. состоялся 5 ноября 1761. Л. был также автором либретто опер.
|
КУРШАКОВА ЛАНТРАТОВ ЛАУРЕНСИЯ ЛЕВЕНТАЛЬ ЛЕДОВСКАЯ ЛЕОНЬКИНА ЛИХОВСКАЯ ЛОПАТКИНА МАКЛЕЦОВА МАКСИМОВА МАЛХАСЯНЦ МАРТЫНОВА МЕЗЕНЦЕВА МИХАЙЛОВА МОВШЕНСОН
|
(c) Русский балет 2009-2015