ЛОПУХОВ Андрей Васильевич [8(20).8.1898, Петербург - 23.5.1947, Ленинград], артист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1939). Брат Ф. В. и Л. В. Лопуховых. По окончании Петрогр. театр. училища (педагоги Л. С. Леонтьев , А. В. Ширяев ) в 1916-45 в Мариинском (в 1920 Театр оперы и балета, с 1935 им. Кирова) театре. Ведущий характерный танцовщик, исполнитель партий и танцев в балетах: «Конёк-Горбунок», «Лебединое озеро», «Арагонская хота», «Раймонда», «Дон Кихот», «Корсар», «Баядерка» и в операх. Большое внимание уделял скрупулёзной отработке внешнего рисунка партии и драматургич. разработке роли. Благородство лаконичного жеста, красота выверенного до мелочей пластич. рисунка, особая элегантность отличали его исполнение в академич. репертуаре. Упорной. вдумчивой работой достигал впечатления стихийной мощи и темперамента. Первый исполнитель партий: Чернобог («Ночь на Лысой горе». 1924, балетм. Ф. В. Лопухов ), Дружко («Ледяная дева», 1927, балетм. тот же), Нурали (1934, балетм. Р. В. Захаров ), Балетмейстер («Утраченные иллюзии», 1936, балетм. тот же), отец Керима («Партизанские дни», 1937, балетм. В. И. Вайнонен ), Меркуцио (1940, балетм. Л. М. Лавровский ). Участник премьер: «Величие мироздания» (1923), «Красный вихрь» (1924), «Байка про Лису...» (1927, все балетм. Лопухов). Др. партии: Начальник футбольной команды («Золотой век»). Баск («Пламя Парижа»). Театр, культура, выразительность, эффектная внешность помогли Л. создать ряд великолепных актёрских работ (Нурали, Меркуцио, Баск). С 1927 преподавал характерный танец в Театре оперы и балета и ЛХУ, с 1930 - в Ленингр. Малом театре, с 1938 (одновременно) в МХУ. Ученики: И. Д. Бельский , Ю. Н. Григорович , Т. В. Балтачеев , И. Н. Утретская , Н. Р. Мириманова . Один из основоположников методики преподавания нар.-характерного танца, участвовал в создании первого в этой области учебника.
ЛОПУХОВ Фёдор Васильевич [8(20). 10.1886, Петербург - 28.1.1973, Ленинград], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). Брат А. В., Е. В. и Л. В. Лопуховых. В 1905 окончил Петерб. театр. училище (педагог Н. Г. Легат ). В выпускном спектакле исполнил партию Ациса («Ацис и Галатея» А. В. Кадлеца, балетм. М. М. Фокин ). В 1905-09, 1911-22 в Мариинском театре. Партии: Аквилон («Пробуждение Флоры»), Флёр де Пуа («Спящая красавица»), Феб («Эсмеральда»), исполнял характерные танцы. В 1909-10 в Большом театре, в 1910-11 гастролировал в США. В 1920-х гг. Л. начал ставить конц. номера. Первые балеты - «Сон» Н. В. Щербачёва и «Мексиканский кабачок» Л. И. Гончарова (оба 1918, на сцене Театра муз. драмы). В 1922-30, 1944-45 и в 1951-56 худ. рук. балетной труппы Петрогр. (Ленингр.) Театра оперы и балета (с 1935 им. Кирова), в 1931-35 организатор и рук. балетной труппы Ленингр. Малого театра. Одним из первых Л. начал восстанавливать и реставрировать балеты классического наследия («Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро», «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни , «Дон Кихот»). Л. развил, обогатил и воссоединил в своём творчестве традиции М. И. Петипа и новаторство Фокина. К Петипа восходит любовь Л. к классическому танцу, каноническим формам и композиции, к Фокину - интерес к балету-драме с завершённостью сюжетного действия, к действенному танцу как двигателю интриги, к разработке новых хореогр. форм и лексики. Л. обогащал классический танец гл. обр. за счёт элементов акробатики, культивируя выразительность балета как самобытного и самостоятельного искусства. Л. принадлежит первенство в создании бессюжетного программного балета-симфонии (танцсимфония «Величие мироздания» на муз. Л. ван Бетховена, 1923, Петрогр. театр оперы и балета). В сюжетных балетах, пост. Л., танец, в т. ч. классический, был также симфонически организован и играл определяющую роль в раскрытии содержания. Вместе с тем, откликаясь на требования времени, Л. создал форму хореографического синтетич. спектакля с пением, словом, эксцентрикой, цирковыми трюками, кукольным театром и т. п. В 1927 поставил хореогр. драму «Крепостная балерина» К. А. Корчмарёва, которая во многом ориентировалась на эстетику драм. театра. Это направление (драмбалет) господствовало в сов. хореогр. театре последующих лет. Однако сам Л. стал его активным противником, полагая, что не следует изменять специфике балетного искусства. Л. обращался в своём творчестве к разным, в том числе совр. темам, искал хореогр. способы выражения внутреннего мира современника [«Красный вихрь» («Большевики») В. М. Дешевова, 1924; 1-й акт и общая ред. балета Р. М. Глиэра «Красный мак», 1929; «Болт» Д. Д. Шостаковича , 1931, Ленингр. театр оперы и балета; «Светлый ручей» Шостаковича, 1935, Ленингр. Малый театр]. В программных балетах [«Величие мироздания», «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского (1926), «Ледяная дева» на муз. Э. Грига (1927), «Весенняя сказка» на муз. П. И. Чайковского - Б. В. Асафьева (1947) - все в Ленингр. театре оперы и балета (с 1935 им. Кирова)] Л. показывал зыбкость, текучесть, непостоянство ликов человека, чья судьба оказывалась неожиданной, часто непостижимой, и окружающих его природы и действительности. Др. пост.: «Жар-птица» (1921) и «Байка про Лису...» (1927) Стравинского, «Ночь на Лысой горе» на муз. М. П. Мусоргского (1924), «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого (1940, совм. с И. К. Ковтуновым; все Театр им. Кирова), «Арлекинада» Р. Е. Дриго (1933, новая ред.), «Коппелия» Л. Делиба (1934, новая ред.), «Тщетная предосторожность» (1944, новая ред.), «Баллада о любви» на муз. Чайковского (1959, все Ленингр. Малый театр), «Ночь перед рождеством» Асафьева (1938, совм. с В. П. Бурмейстером, Моск. художеств. балет), «Соловей» М. Е. Крошнера (1939, совм. с А. И. Ермолаевым, Минский Большой театр), «Акбиляк» С. Н. Василенко (1943, совм. с М. Тургунбаевой и У. Камиловым, Театр им. Навои), «Картинки с выставки» на муз. Мусоргского (1963, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко ). В 1936-40 худ. рук. ЛХУ. В 1937-41 организатор и рук. балетмейстерских курсов при ЛХУ, в 1962 - балетмейстерского отд. Ленингр. конс. (с 1965 проф.). Ученики: В. А. Варковицкий , Б. А. Фенстер , К. Ф. Боярский , Г. Д. Алексидзе, И. И. Боярчиков , Г. Р. Замуэль. Л. - автор теоретич. исследований, посв. проблемам хореогр. тематизма и взаимоотношений хореографии с музыкой, анализу принципов работы балетмейстера с исполнителями («Пути балетмейстера», Берлин, 1925; «Хореографические откровенности», М., 1972), а также мн. статей в периодич. печати. Соч.: Величие мироздания. П., 1922; Шестьдесят лет в балете, М., 1966.
|
ЛАЩИЛИН ЛЕ БРЮН ЛЕБЕДЕВ ЛЕВАШЁВ ЛЕНЬЯНИ ЛЕОНОВА ЛОБАНОВ МАДАЕВА МАЙОРОВ МАКАРОВ МАЛАХОВ МАНОХИН МАРКОНИ МЕТЕОРА МОИСЕЕВ
|
(c) Русский балет 2009-2015