МОИСЕЕВ Игорь Александрович [р. 8(21).1.1906, Киев], артист, балетмейстер. Народный артист СССР (1953). Герой Соц. Труда (1976). По окончании МХУ (педагог А. А. Горский ) в 1924-39 в Большом театре. Первое выступление - в партии Рауля («Теолинда», 1925, балетм. К. Я. Голейзовский ). Партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный», Экспериментальный театр - филиал Большого театра), Раб («Корсар»), Футболист («Футболист»), Мато («Саламбо»), Раб («Конёк-Горбунок»). Пост.: «футболист» В. А. Оранского (1930, совм. с Л. А. Лащилиным), «Тщетная предосторожность» (1930, совм. с А. М. Мессерером и Лащилиным), «Саламбо» (1932), «Три толстяка» Оранского (1935), «Спартак» (1958). Ставил танцы в операх: «Загмук» А. А. Крейна, «Турандот» Дж. Пуччини (обе 1930), Демон» А. Г. Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж. Бизе (1936). В 1937 М. создал Ансамбль нар. танца СССР (его бессменный руководитель, постановщик всех программ коллектива), который стал новаторским явлением в истории мировой хореогр. культуры, новым видом танц.-сценич. искусства. Пост. фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Дорога к танцу», «Скоморохи» (оба 1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба 1978), «На катке» (1980, экранизирован на ТВ в 1982), «Ночь на Лысой горе» на муз. М. П. Мусоргского (1984) «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-89), цикл зарубежных танцев (1960-91; 30 номеров), «Греческая сюита» на муз. М. Теодоракиса (1991), «Еврейская сюита» (1994). М. владеет глубоким знанием хореогр. лексики, умением пользоваться ею как выразительным средством раскрытия внутреннего мира героя и многообразной картины мира; обладает богатой фантазией и изобретательностью в создании характерной для персонажа пластич. «речи». В своих постановках - не только хореограф, но и драматург, режиссёр, соблюдающий законы сценич. искусства. В 1966 организовал хореогр. конц. ансамбль Молодой балет (рук. до 1970). Творчеству М. посв. док. фильм «Вечное движение» (« Perpetuum mobile », 1967), телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982). М. - автор статей по вопросам танц. искусства. Лен. пр. (1967), Гос. пр. СССР (1942, 1947, 1952, 1985). Почётный чл. Академии танца в Париже (1953). В 1994 в Москве проведен Фестиваль музыки и танца в честь М. Соч.: Размышления о танце, «МЖ», 1976, №20; Голос дружбы и взаимопонимания, «СБ», 1983. № 5; Моисеев известный и неизвестный: воспоминания, «МЖ». 1990, № 20.
МОИСЕЕВ Михаил Фёдорович [12(24).1.1882 - 29.6.1955], артист, балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1948) и Литов. ССР (1955). В 1892-99 учился в МХУ (педагоги Н. П. Домашёв , В. Д. Тихомиров ). В 1903-10 в труппе оперного театра С. И. Зимина. В 1910 гастролировал в США с труппой Анны Павловой. Первые пост. осуществил в Воронеже: «Коппелия» (1918), «Лебединое озеро» (1919); там же выступал в ведущих партиях. Позже работал в театрах Харькова, Одессы, Свердловска, Алма-Аты, Вильнюса. Участвовал в создании балетной труппы Новосибирского театра (1944-49). Возобновил балеты классического наследия («Жизель», «Конёк-Горбунок», «Корсар», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спящая красавица»), а также пост.: «Красный мак» (1927, Харьков), «Карманьола» В. А. Фемилиди (1930, Одесса; 1932, Сибирская гос. опера, Свердловск), «Ференджи» Б. К. Яновского (1931, Одесса; 1934, Сибирская гос. опера, Свердловск), «Анаит» А. Тер-Гевондяна (1940, Ереван), «Доктор Айболит» (1947, Новосибирск, совм. с К. И. Сальниковой; Гос. пр. СССР, 1948), «Фадетта» (1948), «Аленький цветочек» К. А. Корчмарёва (1949, там же), «Камбар и Назым» В. В. Великанова (1950, Алма-Ата). Ставил танцы в операх. Был режиссёром-постановщиком опер. Рук. и педагог балетных студий (при театрах) и хореогр. школ. Ученики: Ю. П. Ковалёв, В. А. Кононович , С. Н. Сергеев , Г. И. Язвинский.
|
МАДАЕВА МАЙОРОВ МАКАРОВ МАЛАХОВ МАНОХИН МАРКОНИ МЕТЕОРА МОНАХОВ МОРДКИН МОРОЗОВ МЯСИЩЕВ НАРЦИСС НАСИЛОВ НАУМКИН НИКИТИН
|
(c) Русский балет 2009-2015