А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, академическое (с 1961), с 1995 - Моск. гос. академия хореографии, одна из старейших балетных школ мира. Ведёт своё начало от балетного отд. при моск. Воспитательном доме, где в 1773 возник танц. класс под рук. Ф. Беккари. В 1778 обучение танц. искусству было поручено Л. Парадизу, из класса которого вышли первые моск. танцовщики: В. М. Балашов, Г. И. Райков , И. Л. Еропкин , А. М. Собакина. В 1784 танц. классы передали антрепризе гор. публичного театра М. Медокса, где они соединились с ранее учившейся там группой юных танцовщиков, выходцев из крепостной крестьянской среды и городских низов. Указ 1806 утвердил в Москве, как и в Петербурге, имп. театр, а школа получила назв. Моск. имп. театр. училище. В 1809 оно стало закрытым уч. заведением. Гл. предметом был танец, которому обучали Ф. и К. Морелли, Ж. Ламираль. Особенная роль здесь принадлежала А. П. Глушковскому, вставшему во главе училища в 1812. Восприняв пед. систему от своего учителя Ш. Дидло в Петербурге, он развил её в Москве. Ученики Глушковского - И. К. Лобанов , Т. И. Иванова- Глушковская , Д. С. Лопухина , А. И. Воронина-Иванова.
Пластика и техника балета эпохи романтизма стали известны благодаря балерине и педагогу Ф. И. Гюллень-Сор . В результате её деятельности в училище (1825-38) на сцене Большого театра появились танцовщицы романтич. направления Т. С. Карпакова , Г. И. Воронина. Созданный Е. А. Санковской, ученицей Гюллень-Сор, образ Сильфиды в одноим. балете, пост. Ф. Тальони , стал событием в истории русского балета. В 1830-е гг. в училище преподавал М. С. Щепкин.
В 1835-65 Моск. театр. училище прекратило приём учеников-воспитанников, оставив только приходящих - экстернов, функции которых сводились к участию в массовых сценах театра. Занятия велись нерегулярно и только по танцу (педагоги Ф. Н. Манохин , Воронина, К. Блазис ). Моск. педагоги в этот период вырабатывали эффективную методику, дающую возможность даже при скромных исходных данных добиваться от талантливого ученика интересных творч. результатов. П. П. Лебедева, О. Н. Николаева , А. И. Собещанская , С. П. Соколов , В. Ф. Гельцер не обладали сильной техникой, но стали яркими исполнителями. После пожара Большого театра в 1853 его спектакли были перенесены на сцену Малого театра.
В 1865 было восстановлено балетное отд. Моск. театр. училища как закрытое уч. заведение со спец. и общеобразоват. предметами. Но оживление балетного отд. относилось только к его женской половине, юноши остались на прежнем положении экстернов. В 1870-80-е гг. педагоги Г. И. Легат , С. П. Соколов, развивая традиции моск. школы, воспитали самобытных танцовщиков - Н. П. Домашёва, Н. Ф. Манохина, И. Н. Хлюстина, Л. Н. Гейтен . В 1898 часть экстернов-мальчиков получила больше возможностей для проф. обучения: общеобразоват. предметы они тоже стали изучать наравне с девочками. В 1890-е гг. значительную роль в жизни моск. школы сыграл Х. Мендес , педагог из Испании; его ученицы - Е. В. Гельцер, Л. А. Рославлева , А. А. Джури . В 1891 окончил балетное отд. и был направлен в Петербург для усовершенствования В. Д. Тихомиров . Усвоив традиции моск. и обогатившись знаниями петерб. школы, Тихомиров в 1896 начал пед. деятельность. Вместе с балетм. и педагогом А. А. Горским, приехавшим в Москву в 1902, они возглавили балетное отд. Моск. театр. училища. Их ученики составили плеяду блестящих танцовщиков: М. М. Мордкин , Л. Л. Новиков , А. Е. Волинин , Ф. М. Козлов , В. А. Рябцев , А. М. Балашова, В. А. Каралли , С. В. Фёдорова.
С нач. 20 в. балетное отд. подвергалось угрозе закрытия. Своим спасением оно во многом обязано инспектору М. Н. Черемухину. В результате борьбы в 1910 балетное отд. удалось сохранить. Школа продолжала давать сцене Большого театра достойные имена: Л. А. Жуков , И. В. Смольцов , В. В. Кригер , М. Р. Рейзен , М. П. Кандаурова . Кроме Тихомирова и Горского в училище преподавали Домашёв , Волинин, Мордкин, В. И. Мосолова .
После Февр. революции 1917 балетное отд. театр. училища стало Гос. Моск. балетной школой. Начался период реорганизации бывшей имп. балетной школы. Комиссия по реорганизации во главе с Горским в мае 1918 подготовила первый проект нового Положения школы, а также уч. программу и смету. В дек. 1918 школа была передана в ведение Большого театра. Ещё весной при поддержке театра возникла Студия во главе с К. Я. Голейзовским для создания номеров конц. программы. В ней участвовали молодые артисты и уч-ся старших классов. Сборы от концертов должны были оказать материальную помощь школе. С нач. 1920 Студия приобрела уч. функции. Пока школа не имела официального положения и не могла осуществлять набор, студия производила приём, регулярно обучала спец. предметам.
В 1918-20 училище окончили А. И. Абрамова, Н. Б. Подгорецкая , Е. М. Ильющенко , Л. М. Банк, В. В. Кудрявцева , В. В. Смольцов, А. А. Цаплин , Н. И. Тарасов . Работали педагоги Жуков, Н. Г. Легат, Рябцев, Голейзовский , Г. В. Поливанов. 26 авг. 1920 был подписан окончат. вариант нового Положения, 16 сент. 1920 стало датой официального открытия Первой Гос. Моск. балетной школы, общеобразовательного и одновременно спец. уч. заведения, находящегося в ведении Большого театра. Срок обучения 10 лет (впоследствии изменился на 9, а затем на 8). В школе впервые за многие годы на равных правах обучались девочки и мальчики. Её педагогами стали: Тихомиров, Горский , Поливанов, Смольцов, Мосолова, Джури, А. М. Гаврилов, Рябцев, Жуков, Н. А. Александрова, Е. В. Чаянова, А. А. Поспехин . После испытаний лучшие ученики студии были приняты в школу. В 1922 на сцене Нового театра Горский пост. силами уч-ся «Вечно живые цветы» на муз. Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). Школа начала заявлять о себе и получила обширную прессу. В 20-е гг. школа испытывала давление со стороны работников Наркомпроса, пропагандистов «новых» направлений в искусстве хореографии, отрицавших классический танец, его наследие, методику преподавания. Борьба за сохранность классического наследия стала общей для театра, педагогов и учащихся.
По Уставу, утверждённому Главпрофобром Наркомпроса, в 1928 школа переводится на положение техникума, хотя фактически это произошло в 1926. После семилетки на два последние курса принимались только сдавшие как специальные, так и общеобразоват. и искусствоведч. предметы. Техникум объявлялся в ведении Главпрофобра Наркомпроса и оказывался удалённым от Большого театра. Создавалось двойственное положение управление принадлежало Наркомпросу, а творч. и материальная связь и зависимость оставались от Большого театра. В 1930 Большой театр с принадлежащим ему техникумом принял в своё ведение ЦИК СССР.
В 1930-31 произошло объединение учебного опыта старейших рус. хореогр. школ - ленинградской и московской. Предпосылки этого возникли раньше: шёл обмен мастерами, уч. программами и т. п. В Москву приехали педагоги А. И. Чекрыгин , В. А. Семёнов , А. М. Монахов , М. А. Кожухова , М. М. Леонтьева, Е. П. Гердт . В 30-е гг. на сцену Большого театра пришли С. Н. Головкина , М. С. Боголюбская, И. В. Тихомирнова , Л. К. Черкасова , Ю. Г. Кондратов , О. В. Лепешинская . С 20-х гг. началось обучение нац. кадров, в 1936 в техникуме открылось нац. отделение. В 1937 состоялся первый выпуск педагогов, подготовленных в стенах техникума: Л. И. Рафаилова, Е. А. Лапчинская, Л. Б. Соколов, М. М. Каверинский. Накануне войны, в 1941, техникум окончили И. Б. Израилева ( Зубковская ) и В. Прохорова ( Элвин ). Во время Вел. Отечественной войны техникум эвакуировался в г. Васильсурск на Волге. Его рук. Тарасов восстановил на месте уч. процесс и сохранил школу. В годы войны техникум окончили Р. С. Стручкова , М. М. Плисецкая , В. Т. Бовт . В 1950 был утверждён новый устав Хореогр. училища при Большом театре. Сроки обучения 9 и 6 лет (эксперимент. группы). Вводилась общеобразоват. программа в объёме полной ср. школы. В 50-е гг. училище окончили: М. В. Кондратьева, Н. Б. Фадеечев , М. Э. Лиепа , Е. С. Максимова , В. В. Васильев , Е. Л. Рябинкина . Их учителями были Леонтьева, Тарасов, Гердт, М. М. Габович , В. П. Васильева.
С 1865 балетное отд. Моск. театр. училища находилось на Пушечной улице. В 1967 для МХУ построено здание на 2-й Фрунзенской улице с танц. классами, аудиториями, уч. сценой, интернатом. В 60-е гг. МХУ приобрело большую самостоятельность, получив непосредств. подчинение Мин-ву культуры СССР. С 1960 директор училища С. Н. Головкина. В разные годы худ. руководство осуществляли: П. А. Гусев, Р. В. Захаров , Габович, Кондратов, Л. М. Лавровский , А. Н. Ермолаев . В 60-70-е гг. МХУ окончили: Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина , М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров , М. С. Дроздова , А. Ю. Богатырёв, В. М. Гордеев, Б. Б. Акимов, В. П. Кириллов , А. А. Михальченко , В. И. Деревянко , И. Д. Мухамедов . Их педагоги: Кожухова, Головкина, Тарасов, Ермолаев, С. М. Мессерер , П. А. Пестов , Лиепа.
На уч. сцене нового здания проходят экзамены по спец. предметам. На сцене Большого театра - выпускные концерты и спектакли. В методич. кабинете училища ведётся научно-методич. работа. Уч. программа включает предметы: специальные - классич., нар.-сценический, историко-бытовой, совр. танец, актёрское мастерство, ритмика; искусствоведческие, музыкальные, общеобразовательные - в объёме ср. школы. Срок обучения 8 лет.
В училище работали и продолжают работу педагоги: Головкина, Н. В. Золотова , Л. С. Литавкина, Г. К. Кузнецова, Е. Б. Малаховская, Рябинкина, В. С. Сумарокова, И. Ю. Сырова, Г. А. Соловьёва, М. В. Михайлова, Е. Н. Жемчужина, И. В. Васильева, О. А. Ильина, И. Т. Самодурова, И. А. Ященко, Л. А. Коленченко, И. В. Чистова, М. Н. Юсим, Пестов, Л. Т. Жданов , В. А. Никонов , И. В. Уксусников , А. А. Прокофьев , А. И. Бондаренко, А. Г. Елагин, Н. М. Попова, Б. Г. Рахманин, Е. К. Фарманянц , Н. М. Толстая, А. Г. Богуславская , И. В. Лихачёва, И. С. Ивлиева, И. А. Воронина, Е. В. Петрова, И. В. Македонская, К. И. Ростовцева, Н. Л. Куманина. Худож. рук. училища Уксусников (1988-93).
В 80-90-е гг. училище окончили: Н. Г. Ананиашвили, А. М. Лиепа, И. А. Грачёва , Г. О. Степаненко , И. А. Петрова, Н. В. Ледовская , В. А. Малахов , А. Н. Ветров , Н. В. Архипова, А. И. Уваров , Е. А. Андриенко, С. Ю. Филин , Д. В. Белоголовцев и др. В 1988 на 2-й Фрунзенской ул. был создан имеющий самостоят. худож.-уч. программу Моск. хореогр. институт (специализации: режиссёр хореографии, педагог хореографии, артист балета).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

МО..

(c) Русский балет 2009-2015