НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, академический (с 1963), открыт 12 мая 1945. Балетная труппа сформирована хореографом М. Ф. Моисеевым из состава быв. Сибирской гос. оперы (1922-34), заложившей традиции оперно-балетного искусства в Сибири (в сезон 1927/28 пост.: «Лебединое озеро», «Конёк-Горбунок», «Красный мак», все балетм. Е. А. Пушкина); в труппу вошли также выпускники балетной студии, организованной при театре, и участники самодеятельности. С 1946 балет пополнился выпускниками МХУ (В. Н. Алексеева, А. А. Белова, Т. А. Зимина, С. Г. Иванов , Л. И. Крупенина , О. А. Покровский), определившими на многие годы высокий исполнительский уровень труппы и творч. лицо театра. Первый балетный спектакль - «Корсар» (1946, балетм. Моисеев ). Первые исполнители: Е. Г. Ефимов , А. К. Шенк, А. А. Эгреши, В. В. Ювачева. В дальнейшем пост.: «Лебединое озеро» (1947), «Фадетта» (1948), «Раймонда» (1948), впервые - «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1947; Гос. пр. СССР, 1948) и «Аленький цветочек» К. А. Корчмарёва (1949). В 1950-53 балетную труппу возглавляли З. А. Васильева и С. А. Павлов, осуществившие ряд пост. классич. репертуара. Ставил спектакли В. И. Вайнонен : «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа и «Спящая красавица» (оба 1952). В 1953-58 балетную труппу возглавил М. Л. Сатуновский. Пост.: «Эсмеральда» (1953), «Медный всадник» (1953), «Дон Кихот» (1954), «Лебединое озеро» (1955), «Жизель» (1957), «Спящая красавица» (1958, совм. с Е. А. Мачерет, Н. М. Улановой). Солисты: Ю. В. Гревцов , Зимина, Иванов, Крупенина, Г. Д. Рыхлов, дир. А. А. Копылов , худ. А. И. Морозов . 10-летие театр отметил первыми гастролями в Москве. В 1958-62 труппу возглавил Павлов. В 1962-66 - П. А. Гусев. В 60-е гг. осуществлены постановки, в которых, сохраняя приверженность традициям классического танца, труппа овладевала совр. пластикой: это прежде всего спектакли, пост. Ю. Н. Григоровичем, - «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1961); Гусевым - «Корсар» (1962), «Семь красавиц» К. Караева (1963), «Раймонда», «Ледяная дева» (оба 1964), «Три мушкетёра» В. Е. Баснера (1966); О. М. Виноградовым - «Золушка» (1964), «Ромео и Джульетта» (1965). Солисты: Н. Д. Александрова, К. В. Бруднов, Н. А. Долгушин , Ф. Г. Кайдани , М. П. Окатова , Г. П. Янсон, Ю. Н. Яшугин; дир, Б. Е. Грузин, Копылов, Н. Г. Факторович, И. Г. Чудновский, художники С. Б. Вирсаладзе , В. Я. Левенталь , Б. А. Мессерер , Морозов, И. В. Севастьянов. В 1964 балет пополнился выпускниками Новосибирского хореогр. училища. Произошла смена поколения. Ведущие партии исполняли: А. П. Балабанов, А. В. Бердышев , Л. В. Гершунова , Л. Я. Кондрашова , Л. Н. Матюхина , Л. А. Попилина , В. Н. Рябов . Театр продолжал предоставлять сцену крупнейшим балетмейстерам. В 70-е - нач. 80-х гг. были пост.: «Ромео и Джульетта» (1972, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), «Анна Каренина» (1973, балетм. М. М. Плисецкая , Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов ), «Спартак» (1977, балетм. Григорович ), «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1979, балетм. П. Лакот, по Ф. Тальони ), «Макбет» (1981, балетм. В. В. Васильев ). В 1974-83 труппу возглавлял Ал. А. Дементьев , в 1982-90 - В. А. Бударин . Отличительная черта их деятельности - попытка обновить репертуар, принести на сцену новую хореографию. Наиболее значительные спектакли этого периода: «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (1974, балетм. Дементьев), «Ярославна» Б. И. Тищенко (1977, балетм. тот же), «Кармина Бурана» К. Орфа (1994, сцен. и балетм. А. Жоржи), «Степан Разин» Н. Н. Сидельникова (1985, балетм. Бударин), « Repetez! » («Мольер») Г. Я. Гоберника (1988, балетм. тот же). В труппе (на 1992): А. Х. Асадов, С. А. Кузнецова, Матюхина, Л. А. Попилина, В. В. Шумилов, Т. О. Кладничкина , В. Г. Григорьев , Е. В. Гращенко. С 1990 худ. рук. балетной труппы В. Ф. Владимиров , гл. дир. А. А. Людмилин, гл. худ. И. Б. Гриневич.
|
НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
|
(c) Русский балет 2009-2015