А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПЕТРОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ «МОЛОДОЙ БАЛЕТ» (вариант названия: «Петроградский молодой академический балет»; «Молодой балет»), объединение энтузиастов-профессионалов нач. 1920-х гг., состоявшее из артистов балета, художников, критиков, не удовлетворённых состоянием искусства и своим положением в нём. Идея объединения принадлежала худ. В. В. Дмитриеву и Б. М. Эрбштейну. Состав участников менялся, объединение то активизировало работу, то прекращало функционировать и чётких организац. форм не имело. Его деятельность стимулировали нечастые концерты на разл. сценах Петрограда, изредка Москвы. Менялись лидеры, обновлялось инициативное ядро. Отчётливая худож. программа отсутствовала. Конц. репертуар обычно складывался стихийно, отвечая индивидуальным вкусам, намерениям и возможностям участников, в большинстве - начинающих артистов, выпускников Петрогр. хореогр. училища 1921-23. Одни пробовали ставить, другие участвовали в экспериментах как исполнители, остальные танцевали тот сольный академич. репертуар, который им в театре пока не доверяли. Многие из участников стали затем известными деятелями рус. и мирового балетного театра: хореографы Г. М. Баланчивадзе (Джордж Баланчин ), В. И. Вайнонен , П. А. Гусев, Л. М. Лавровский , педагоги В. П. Базарова, В. С. Костровицкая , артисты А. Д. Данилова , А. Н. Ермолаев , А. В. Лопухов , М. М. Михайлов , Н. Ф. Молодзинская ( Млодзинская ), Н. М. Стуколкина, театр, худ. Т. Г. Бруни , Дмитриев , Г. Н. Коршиков, Эрбштейн, историки балета Ю. И. Слонимский , М. Х. Франгопуло . Одарённость участников П. а. «М.б.» проявлялась многогранно: исполнители ставили, писали мемуары и методич. пособия, выдвигались как организаторы. В становлении их творч. личности значимой была связь с Рос. институтом истории искусств (быв. Зубовский институт) и его сотрудниками, в т. ч. с А. А. Гвоздевым. На нач. этапе «главным» (в худож., а не административном смысле) хореографом был Баланчивадзе - в силу незаурядности творч. возможностей, энергии, разнообразия идей. Испытав сильное влияние К. Я. Голейзовского, Баланчивадзе сочиняет то номера, где танец существует в привычной для традиц. балета игровой среде, то развёрнутые композиции обобщённо-символич. характера. В этот же период обозначается осн. особенность его творч. - глубокое проникновение в музыку, которой он владел профессионально, и поиск адекватных ей хореографических выразительных средств. Особое место в репертуаре объединения занял «Траурный марш» Ф. Шопена (балетм. Баланчивадзе, идея пост. В. Н. Всеволодского-Гернгросса), в котором разрабатывались приёмы хореогр. полифонии и учитывался опыт «свободного танца» А. Дункан . Тяга к эксперименту объединила участников П. а. «М. б.» и Ф. В. Лопухова, который ставил для них свою новаторскую танцсимфонию «Величие мироздания» на муз. Бетховена. Для Баланчивадзе участие в этой работе открыло путь хореогр. реализации симфонической музыки. После отъезда Баланчивадзе за рубеж, в 1924 объединение распалось.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПЕ..

(c) Русский балет 2009-2015