А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Иосифовна (Осиповна) [21.1(2.2). 1871, Петербург - 27.12.1962, Париж], артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. училища (педагоги Л. И. Иванов , М. И. Петипа , Ж. И. Иогансон ) в 1889 была принята в кордебалет Мариинского театра, с 1896 солистка-исполнительница мн. вариаций в репертуаре Петипа, с 1900 балерина. П. хранила чистоту традиций классического танца и чутко отзывалась на достижения совр. хореографии. Уже став артисткой (брала уроки у мастеров итал. школы Э. Чеккетти и К. Беретта, у бельгийца И. Хансена). Неблагоприятную внешность и слабое здоровье П. компенсировала упорным трудом. При широте исполнит, диапазона была преим. танцовщицей лирико-комедийного амплуа; редкая музыкальность делала её неподражаемой в гл. партиях балетов П. И. Чайковского (Аврора, фея Драже в «Щелкунчике») и А. К. Глазунова (Раймонда; Колос в балете «Времена года», Изабелла в «Испытании Дамиса»). Др. партии: Бабочка («Капризы бабочки»), Тереза («Привал кавалерии»), Галатея («Ацис и Галатея»), Сванильда, Лиза; Жавотта в поставленном для П. одноим. балете (1902, балетм. П. А. Гердт ), Пахита; Наила («Ручей», 1902, балетм. А. Коппини, по А. Сен-Леону, первое исполнение), Фея («Фея кукол»), Жизель. М. М. Фокин поставил для П. прелюд в «Шопениане» и партию рабыни Клеопатры в «Египетских ночах» (обе 1908). П. обладала склонностью к импровизации. Ей случалось менять канонич. текст сольных вариаций, что сердило балетмейстеров и не поощрялось критикой. С 1895 гастролировала в Италии, Франции, Великобритании, Германии, Юж. Америке. В 1909 получила звание засл. арт. имп. театров и перешла на контракт гастролёрши. В 1914 начала пед. деятельность. В 1920 окончательно оставила сцену. В 1917-21 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала классический танец в Петрогр. хореогр. училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского. А. Я. Ваганова называла П. в числе своих лучших учителей. П. эмигрировала в 1921 и преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. С 1923 обосновалась в Париже, в Уэкер-студии. Ученики: И. Баронова, Т. Туманова, И. Юскевич, Ж. Скибин, М. Мискович. Как балерина П. была звездой русской сцены 1900-10-х гг., как педагог сформировала неск. поколений лучших танцовщиков Европы. Оставила преподавательскую деятельность в 1960.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПР..

БОРИСОГЛЕБСКИЙ

ДОКТОР АЙБОЛИТ

ЕНЕЙ И ЛАВИНИЯ

КАМЕРНЫЙ БАЛЕТ

КОНЁК-ГОРБУНОК

КРАСНЫЙ ЦВЕТОК

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

РАУЛЬ ДЕ КРЕКИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

РУССКИЕ СЕЗОНЫ

РУССКИЕ СКАЗКИ

СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

ТРЕМБОВЕЛЬСКАЯ

ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ

(c) Русский балет 2009-2015