А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПРОКОФЬЕВ Александр Александрович (р. 25.6. 1942, г. Омск), балетмейстер, педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1987). Окончил МХУ (1961), пед. отд. балетмейстерского факультета ГИТИСа (1971, курс Н. И. Тарасова). В 1961-66 солист Новосибирского театра; партии: Нурали, Вацлав, Меркуцис. В 1972-73 директор балета муниципального театра Сантьяго (Чили), в 1977 педагог-репетитор в Театре оперы и балета Анкары (Турция), в 1981-83 педагог-репетитор Королевского балетного театра (Бельгия), в 1989 педагог-репетитор в Театре оперы и балета в Мюнхене (ФРГ). В 1986 пост. «Серенаду» и «Тему с вариациями» на муз. П. И. Чайковского (хореография Дж. Баланчина, Ленингр. Малый театр). В 1990-92 худ. рук. моск. театра балета «Классики хореографии», отличающегося академизмом, строгой, классич. манерой исполнения; пост.: «Баядерка», хореография М. И. Петипа в ред. П.; дивертисмент из классич. Гран па Чайковского - оба 1991. В 1993 создал труппу «Сезоны Русского балета». В 1969-89 педагог классического танца в МХУ. Ученики: А. М. Лиепа , И. Д. Мухамедов , А. Н. Фадеечев , В. Яременко, Ю. В. Клевцов , И. Терентьев.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПРОКОФЬЕВ Александр Владимирович (р. 31.12.1963, Куйбышев), артист. По окончании Пермского хореогр. училища (педагог В. К. Толстухин) с 1983 в Куйбышевском театре. Первый исполнитель партии Воина («Скифская сюита», 1988, балетм. И. А. Чернышёв ). Партии: Ротбарт, Гирей; Ганс («Жизель»), Гармодий («Спартак»), Лётчик («Маленький принц»), Иван («Конёк-Горбунок»), Резанов (««Юнона» и «Авось»»), Разин («Казнь Степана Разина»), Шайтан («Шурале»). Особенность сценич. манеры П. - скульптурная выразительность поз и жестов, внимание к красоте пластики.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл., Украина - 5.3.1953, Москва], композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1909 окончил Петерб. конс. по классу композиции, в 1914 по классу фортепиано. Ученик А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (муз.-теоретич. дисциплины), Н. И. Черепнина (дирижирование), А. Н. Есиповой (фортепиано). С 1918 по 1936 жил за рубежом (преим. во Франции), трижды посещал Сов. Союз с гастрольными поездками, сотрудничая с театрами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из наиболее выдающихся композиторов России 20 в., П. создал значит. произв. во всех жанрах муз. творчества: вок., симф., камерно-инструм., писал музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в его наследии принадлежит опере и балету. Балетное творчество П. в период до 1930-х гг. в основном связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С. П. Дягилева П. работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе «Скифская сюита» для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В «Скифской сюите» получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу. Декоративная красочность музыки сочетается с энергией ритмов, брутальной жёсткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в картине солнечного восхода. Рус. национальная природа творчества П. ярко проявилась в первом завершённом и поставленном дягилевском балете - в «Сказке про шута, семерых шутов перешутившего» по мотивам рус. сказок из собр. А. Н. Афанасьева (1920, 2-я перераб. ред., сцен. П. и Дягилев ; 1921, Русский балет Дягилева , Париж, балетм. Т. Славинский, худ. М. Ф. Ларионов ). Подобно прославленному «Петрушке» И. Ф. Стравинского , «Сказка про шута...» также вобрала в себя стихию рус. ба-лаганно-скоморошьего представления, переходящего порой в гротеск. Но в балете П. несравненно весомее роль мелодики, пронизанной песенными и танц. оборотами в духе рус. лирич. «протяжной» песни и буйного пляса. Стремление соприкоснуться с жизнью совр. России отразилось в балете «Стальной скок» (1925, сцен. Г. Б. Якулов и П.; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин , худ. Якулов). Критически относясь ко мн. проявлениям большевистской диктатуры (о чём свидетельствует дневник П., посвящ. пребыванию на родине в 1927), П. тем не менее с сочувствием относился к планам индустриального преобразования страны. В замысле балета, в рождении которого решающую роль сыграл художник-конструктивист Якулов, отразилось увлечение «музыкой машин», что сочеталось с гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших «старую Россию», так и примет нового быта. Однако нац. природа дарования П. по-своему преломилась и в этом балете, что сказалось в диатонич. складе музыки, в отдельных «прорывах» чистой лирики. Этапом в творч. развитии П. стал балет «Блудный сын», созданный на осн. евангельской притчи (1929, сцен. Б. Кохно , Париж, Русский балет Дягилева, балетм. Дж. Баланчин ). Общечеловеч. содержание стимулировало значительное возрастание роли мелодич. начала, что предвосхитило стиль поздних балетов; сказалось несравненное мастерство П. в раскрытии психологически сложных душевных движений. Лирич. наклонение преобладает и в балете «На Днепре», созданном по заказу ближайшего сотрудника и единомышленника Дягилева - С. Лифаря (1930, сцен. Лифаря и П.; 1932, парижская Опера, балетм. Лифарь ). Крупнейшие достижения П. в балетном творчестве связаны с его деятельностью по возвращении на родину. Балет «Ромео и Джульетта» на сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции муз.-хореогр. жанров стал событием мирового значения (1936, сцен. А. И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П.; 1938, Брно, балетм. И. Псота). Во многом исходившее из господствовавших тогда принципов драмбалета, это произведение противостояло идейно-эстетич. установкам, провозглашавшимся сторонниками соц. реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и коварных врагов в «Ромео и Джульетте» развернуты глубокие, психологически достоверные, порой противоречивые характеристики персонажей. Апология любви, ставшей выше насилия и раздоров, горячее воззвание к примирению в ту пору, когда в обществе целенаправленно разжигались жестокость и ненависть к свободомыслию, не могли не затруднить вхождение шедевра П. в репертуар ведущих театров страны (балет был поставлен спустя 5 лет после его завершения). И все же постановка балета, осуществлённая Л. М. Лавровским на сцене Театра им. Кирова (1940), стала классической и послужила исходной точкой отсчёта в позднейших интерпретациях творения П. Впечатляющего успеха достиг П. в балете «Золушка» на сюжет сказки Ш. Перро (1944, сцен. Н. Д. Волков ; 1945, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров ). Романтич. сущность музыки П. проявилась прежде всего в особой роли возрождённого в те годы увлекающего и одухотворённого вальса. Возвышенная и утончённая лирика оттеняется в балете изящными неоклассич. стилизациями придв. танцев (где особую драматургич. роль играет гавот), а также гротесково-пародийными образами злобной мачехи и сварливых сестёр, в создании которых проявился неподражаемый юмор П. Последний балет «Сказ о каменном цветке» («Каменный цветок», 1950, сцен. Лавровский и М. А. Мендельсон- Прокофьева ; 1954, Большой театр, балетм. Лавровский) также отчётливо проявил нац. склад музыки П., его тяготение к эпич. повествованию, яркой жанровости картин нар. жизни, традиционному для воспитанника петерб. композиторской школы сочетанию бытового правдоподобия с красочным великолепием фантастич. сцен. Возможности, заложенные в этой партитуре, в полной мере были реализованы в пост., осуществлённой Ю. Н. Григоровичем (1957, Театр им. Кирова). С балетным творчеством П. связана деятельность ряда крупнейших хореографов и артистов-танцовщиков: Мясина, Баланчина, Лифаря, Лавровского, Захарова, Григоровича, Н. И. Бессмертновой, В. В. Васильева, М. М. Габовича, Н. М. Дудинской, А. Н. Ермолаева, Ю. Т. Жданова, И. А. Колпаковой, М. В. Кондратьевой, С. Г. Кореня, О. В. Лепешинской, Е. С. Максимовой, М. М. Плисецкой, М. Т. Семёновой, К. М. Сергеева, Н. Б. Фадеечева и особенно Г. С. Улановой - несравненной Джульетты и Золушки. Сочетание композиторских достоинств музыки П. - её яркой образности, драматургич. логики и чисто танц. свойств (энергия ритмов, особая пластич. гибкость и характерность) определило перманентное стремление к её хореогр. воплощению, причём не только музыки балетов, но и мн. др. произв. (в этом П. разделил судьбу своего современника Стравинского). Гос. пр. СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951). Лен. Пр. (1957, посм.). М. Е. Тараканов. На муз. произв. П. были пост. балеты (указаны фам. балетмейстеров): на муз. «Скифской сюиты» для большого симф. оркестра под назв. «Ала и Лоллий» (1915); 1927, Буэнос-Айрес, театр «Колон», Б. Ф. Нижинская ; 1966, «Токио-балет», О. Г. Тарасова; 1969, Театр им. Кирова, под назв. «Скифская сюита», Г. Д. Алексидзе; 1988, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко , под назв. «Скифы», Д. А. Брянцев ; на муз. фортепианных циклов «Мимолетности» (1917) и «Сар-казмы» (1915), 1920, Москва, Студия свободного балета, Л. И. Лукин ; 1922, Москва, Камерный балет , К. Я. Голейзовский ; 1968, Москва, «Молодой балет», под назв. «Мимолетности», Голейзовский (в 1985 экранизирован на ТВ); 1958, Театр им. Кирова, «Хореографические миниатюры», этюд «Снегурочка», пост. Л. В. Якобсона для Колпаковой; на муз. «Классической симфонии» (1917), 1958, парижская Опера, Лифарь; 1961, Ленингр. Малый театр, К. Ф. Боярский ; 1965, МХУ, Лавровский; 1977, ЛХУ, С. В. Викулов ; на муз. к балету «Трапеция», известную как Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (1924), 1925, Берлин, Русский романтический театр, Б. Г. Романов ; 1970, т/о «Экран», телебалет, Н. И. Рыженко ; на муз. симф. сюиты «Поручик Киже», основанной на муз. материале к одноименному фильму (1933), 1942, Бостон, «Балле тиэтр», под назв. «Русский солдат», М. М. Фокин ; 1963, Большой театр, под назв. «Подпоручик Киже», Тарасова и Лапаури (экранизирован на ТВ в 1968); на муз. к неосуществл. фильму «Пиковая дама» (1938) и нескольких фортепианных номеров, 1969, Ленинград, Камерный балет, Н. Н. Боярчиков ; 1973, Пермский театр, под назв. «Три карты», Боярчиков; на муз. симф. сказки «Петя и волк» (1936), 1940, Нью-Йорк, «Балле тиэтр», А. Р. Больм ; 1959, Большой театр, А. А. Варламов ; 1984, Оперная студия при Ленингр. конс., М. Тлеубаев; на муз. к неосуществл. спектаклю «Борис Годунов» в Театре им. Вс. Мейерхольда (1936), 1975, Пермский театр, под назв. «Царь Борис», Боярчиков, муз. ред. Н. А. Мартынова ; 1978, Ленингр. Малый театр, под назв. «Царь Борис», балетм. тот же; на муз. кантаты «Александр Невский» (1939); 1969, Театр им. Кирова, О. М. Виноградов ; 1978, Саратовский театр, Ан. А. Дементьев ; 1985, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Г. А. Майоров ; на муз. к фильму «Иван Грозный» (1942), 1975, Большой театр, Ю. Н. Григорович , муз. ред. М. И. Чулаки (экранизирован в кино в 1978 под назв. «Грозный век»); на муз. 7-й симфонии (1952), 1961, Пермский театр, М. М. Газиев ; 1976, Якутский муз. театр, Б. Ш. Халиулов; «Антоний и Клеопатра», на муз. симфонич. сюиты «Египетские ночи» (1934), 1983, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, С. В. Воскресенская.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПР..

ПЛИСЕЦКАЯ

ПЛИСЕЦКИЙ

ПОНОМАРЁВ

ПОСТНИКОВ

ПОТЁМКИНА

ПРЕСНЯКОВ

ПРИХУНОВА

ПРОХОРОВА

РАБИНОВИЧ

РАДУНСКИЙ

РЕЙЗИНГЕР

РОЗЕНБЕРГ

РУЗИМАТОВ

РУМЯНЦЕВА

РЫХЛЯКОВА

(c) Русский балет 2009-2015