ШЕЛЕСТ Алла Яковлевна (р. 26.2.1919, Смоленск), артистка, балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагоги Е. П. Гердт , А. Я. Ваганова ) в 1937-63 в Театре им. Кирова. Выдающаяся балерина драм. и трагедийного дарования. Первая исполнительница партий: Оксана («Тарас Бульба», 1940, балетм. Ф. В. Лопухов ), Злюка («Золушка», 1946, балетм. К. М. Сергеев ; Гос. пр. СССР, 1947), Эгина (1956, балетм. Л. В. Якобсон ). Ш. исполняла обширный классич. репертуар: Одетта - Одиллия; Аврора и фея Сирени; Жизель и Мирта («Жизель»), Раймонда, Никия; Уличная танцовщица («Дон Кихот»), Царь-девица («Конёк-Горбунок»). Наиболее полно актёрские возможности Ш. раскрылись в совр. репертуаре. Образы, созданные балериной, привлекали масштабностью чувств, порой противоречивых, интеллектом, внутренней силой, нередко героич. пафосом. Крупные актёрские удачи Ш. - Лауренсия, Зарема, Гаянэ, Злюка. Для Ш. характерны строжайший отбор деталей, скрупулёзная выверенность еценич. рисунка роли, отточенность движений. достигаемые прежде всего самостоят. работой, пластич. режиссурой собств. ролей. Не полагаясь на импровизацию, на непосредственно возникавшие на сцене стихийные эмоциональные импульсы, она воспроизводила в спектакле найденное на репетиции. Особенно были близки Ш. спектакли Якобсона, лучшая партия - Эгина. Актриса создала образ сильной, властной, коварной и обольстительной куртизанки. Отсутствие в спектакле пальцевой техники сосредоточило внимание балетмейстера и исполнителей на собственно пластич. выразительности. Ш. достигала здесь скульптурной завершённости движений и психологич. насыщенности жеста. Огромная внутренняя сила, затаённая страстность прочитывалась в другом шедевре Ш. - миниатюре «Вечный идол» («Хореографические миниатюры»). Исполняла партии в балетах, пост. Ю. Н. Григоровичем: Катерина и Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Мехменэ Бану. Др. партии: Сюимбике (Гос. пр. СССР, 1951), Татьяна («Татьяна»), Девица-краса («Весенняя сказка»), Джульетта; Хасинта («Лауренсия»). Параша и Царица бала («Медный всадник»), баронесса Штраль («Маскарад»), Мирейль де Пуатье («Пламя Парижа»), Невольница («Корсар»), Натэлла («Сердце гор»), Клеопатра («Египетские ночи»), прелюд и 7-й вальс («Шопениана»), Вакханка («Вальпургиева ночь»), в миниатюрах «Слепая» и «Поцелуй» («Хореографические миниатюры»). Исполнила на творч. вечере одноактный балет «Перекрёсток» (1989, балетм. Р. Ю. Вагабов). В 1952-55 преподаватель классического танца в ЛХУ. В 1959-63 педагог, в 1976-78 балетм.-репетитор Театра им. Кирова. В 1970 педагог-репетитор Будапештского театра, в 1971 - в «Атер-балет» (Реджо-Эмилио, Италия), в 1973-76 в хореогр. студии Ленингр. ДК им. С. М. Кирова. В 1981 балетм.-репетитор театра «Ванемуйне» (Тарту), в 1989 Ленингр. балетного театра под рук. Б. В. Бланкова. В 1965-70 преподаватель кафедры режиссуры балета (курс - мастерство балетмейстеров) в Ленингр. конс. В 1970-73 гл. балетм. Куйбышевского театра. Пост. (совм. с Вагабовым): «Лебединое озеро» (1971), «Семь красавиц» (1972). В качестве балетмейстера работала в разл. отечеств, театрах и за рубежом, ставила конц. номера. Снималась в кинофильмах-концертах «Концерт мастеров искусств» (1952) и «Хореографические миниатюры» (1960). Исполнила эпизодич. роли с танцами в худож. фильме «Бумажные глаза Пришвина» (1989). Соч.: Шекспир в моей жизни, «Т», 1964, № 4; Диалектика педагогики, «ТЖ», 1979, № 11; Академия танца, «СБ», 1982, № 5; Сопричастность, «Нева», 1988, № 9.
|
ЦАПЛИН ЦАРМАН ЧИЖОВА ЧУЛАКИ ШАВРОВ ШАРКОВ ШВЕЦОВ ШЕЛКОВ ШЕРМАН ШИРЯЕВ ШИШКОВ ШНИТКЕ ШОЛЛАР ШТЕЛИН ШУРАЛЕ
|
(c) Русский балет 2009-2015