РУБИНШТЕЙН Ида Львовна [21.9(3.10.).1883, Харьков - 20.9.1960, Ване, Франция], танцовщица, драматическая актриса. Занималась у Ю. Э. Озаровского (декламация, пластика, мимика), окончила театр. училище при Малом театре, класс А. П. Ленского. В 1904 под псевд. Львовская сыграла гл. роль в «Антигоне» Софокла. В 1907-08 брала уроки у М. М. Фокина, который пост. для нее Танец семи покрывал для предполагавшегося спектакля «Пляска царевны» («Саломея») О. Уайльда (после запрещения спектакля исполнила его на концерте в Петерб. конс., 1908). Р. - участница первых Русских сезонов. В партиях Клеопатры («Клеопатра», 1909) и Зобеиды («Шехеразада», 1910, оба балетм. Фокин ) имела сенсационный успех, поразив необычайной, «библейской» красотой, пластичностью, изысканным изломом линий тела («сколок с графических видений Обри Бирдслея» - А. Я. Левинсон ). Партию Зобеиды Фокин считал лучшей работой Р. С 1910 жила в Париже, ее салон посещали видные деятели культуры: А. Жид, Г. д ' Аннунцио, П. Валери, А. Онеггер и др. В 1910 покинула антрепризу С. П. Дягилева. Тогда же собрала из франц. драматич. актеров труппу, с которой осуществила постановку написанной для нее мистерии д ' Аннунцио «Мученичество святого Себастиана» (муз. К. Дебюсси, балетм. Фокин, 1911). По заказам Р. писатели, композиторы, балетмейстеры, художники создавали спектакли муз.-драматич. жанра, в которых соединялись поэтич. текст, музыка, пластика и танец. Балеты ставили Фокин («Саломея» на муз. А. К. Глазунова, 1912, «Пизанелла» И. Пиццетти, 1913), И. Гуэрра («Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта, 1919; «Смущенная Артемида» на муз. симф. поэмы «Смущенный Адонис» П. Парая, 1922) и др. Мн. из этих спектаклей были оформлены с большой роскошью, рассчитаны на индивидуальность гл. исполнительницы - Р. Её партнёрами выступали известные франц. артисты: Де Макс, С. Мюре, Юго-Жерве, Ж.-П. Флери, Ж. Дезире. Р. исполняла гл. жен. роли и в драм. спектаклях. В 1928 Р. орг. труппу «Балет Иды Рубинштейн » (просуществовала с перерывами до 1935). В её состав входили молодые артисты разных стран, в т. ч. работавшие ранее у Дягилева. Во всех спектаклях Р. выступала в гл. танц. партиях, постоянным партнёром был А. И. Вильтзак . В труппе Р. начали работу мн. известные впоследствии танцовщики: Д. Лишин, Ф. Аштон, Н. Вершинина. Балеты ставили выдающиеся хореографы: Б. Ф. Нижинская - «Болеро» М. Равеля (1928), «Царевна-Лебедь» на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1928), «Ноктюрн» («Серенада») на муз. А. П. Бородина в оркестровке Н. П. Черепнина, «Свадьба Амура и Психеи» на муз. Онеггера на темы франц. сюит И. С. Баха (1930), «Возлюбленная» на муз. Ф. Шуберта и Ф. Листа (оркестровка Д. Мийо, 1928), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929), «Вальс» Равеля (1929), «Этюд» на муз. Баха (1932); Л. Мясин - «Давид» А. Соге (1928), «Амфион», балет-мелодрама Онеггера по поэме Валери (1931); Фокин - «Семирамида», балет-пантомима Онеггера по поэме Валери (1934), Диана де Пуатье» Ж. Ибера (1934), «Вальс» и «Болеро» Равеля (оба 1934); К. Йосс - «Персефона» Стравинского, по поэме Жида на темы гомеровских гимнов (1934). Спектакли получили разноречивую оценку в прессе. Отмечались искусство балетмейстеров, художников, высокий уровень труппы, богатство постановок, но с годами всё большей критике подвергалась Р. как гл. исполнительница партий, хотя безусловным ее успехом было «Болеро». В 1935 Р. покинула балет. В годы 2-й мировой войны жила в Англии, где открыла госпиталь, в котором сама ухаживала за ранеными франц. и англ. солдатами. Пережив душевный кризис, приняла католичество. После войны вернулась во Францию, жила в Вансе, на юге Франции, в полном уеданении. Снималась в фильме «Корабль» по трагедии д ' Аннунцио (1920). Портреты Р. рисовали В. А. Серов, Л. С. Бакст .
|
ПОЛОВИНКИН ПОЛУБЕНЦЕВ ПОПОВЧЕНКО ПРОКОФЬЕВА РАУХВЕРГЕР РАХМАНИНОВ РОСЛАВЛЕВА САНКОВСКАЯ САРАМЕТОВА СЕМИЗОРОВА СЛАВЯНИНОВ СЛОНИМСКИЙ СНЕГУРОЧКА СОЛЯННИКОВ СПЕСИВЦЕВА
|
(c) Русский балет 2009-2015