САМАРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, академический (с 1982). Открывался 1 июня 1931 под назв. Средне-Волжская краевая опера, в 1936-91 Куйбышевский театр оперы и балета. Балетная труппа начала с постановок хореогр. миниатюр на классическую музыку и танцев в оперных спектаклях. Первые значительные успехи связаны с деятельностью гл. балетм. (1933-37) и танцовщика А. Р. Томского, ориентировавшегося в основном на рус. и зарубежную балетную классику (как в традиционных редакциях, так и с оригинальной хореографией); «Корсар» (1934), «Тщетная предосторожность», «Шопениана» (оба 1936), «Конёк-Горбунок» (1937), а также на соч. совр. композиторов: «Красный мак» (1933), «Бахчисарайский фонтан» (1936). Солисты: А. П. Аркадьев, С. А. Бронский, Н. М. Гончарова, Д. Д. Дмитриев , Н. А. Довгелли, Т. Д. Кутасова , А. В. Селезнёв, Н. М. Чеховская . Балетмейстеры: Г. Г. Герн, Б. Ф. Кирхгейм, Л. Я. Леонидов, Е. В. Лопухова, Е. А. Пушкина, М. Н. Шатловский. В годы Вел. Отечественной войны значительное влияние на творчество балетной труппы оказали мастера Большого театра СССР, эвакуированного в Куйбышев (1941). Спектакль «Дон Кихот» в пост. Н. В. Даниловой (1942) положил начало новому этапу в развитии балета театра. Под рук. Даниловой (гл. балетм. в 1944-50 и 1953-67), художника-новатора, обладающего самобытной фантазией, режиссёрским даром, поэтич. видением мира, балетный коллектив обрёл творч. лицо, сформировал оригинальный репертуар. В основе её деятельности было творч. переосмысление классики: «Лебединое озеро» (1954, новая муз. ред.), «Спящая красавица» (1955), «Раймонда» (1957), «Корсар» (1956) и создание авторских пост.: «Семь красавиц» (1955), «Тропою грома» (1960), «Отелло» А. Д. Мачавариани, «Снегурочка» на муз. П. И. Чайковского (оба 1965), «Барышня и хулиган» (1966). Данилова осуществила в театре первые пост. балетов: «Легенда о любви» Г. Г. Крейтнера (1958), «Утёс» Э. Л. Лазарева (1959), «Читра» на муз. Р. Тагора (1960, впервые на европ. сцене; пр. им. Дж. Неру). Обладая выдающимися пед. способностями, Данилова создала сильную, ровную труппу, открыла много актёрских дарований: Т. А. Бельская, В. М. Григорьев , М. Н. Жданова, Ю. И. Загатов, А. А. Ильницкий, В. И. Кирпичникова, В. Э. Корчаковская, Л. И. Лобода, В. С. Лубенец, С. Д. Россет, В. И. Сергеев , Л. С. Статкевич, Н. П. Щёголев, создала хореогр. студию при театре (1960). Балетные спектакли ставились при участии дир. Г. В. Беляева, С. С. Бергольца, А. Н. Волкова, Б. В. Мерцелова, худ. Ю. Н. Бабичева, А. И. Мазанова, М. А. Мурзина, В. В. Роберга, В. И. Фуфыгина, Б. М. Эрбштейна. В кон. 60-х гг., после ухода Даниловой из театра, происходила частая смена балетмейстеров, отсутствовала единая эстетич. программа. В театре работали: А. А. Берёзова, Р. Ю. Вагабов, Ю. Р. Ковалёв, В. А. Манохин , В. Пяри, В. М. Чабукиани , А. Г. Шевелёва, С. К. Шеина . В 1967-70 гл. балетм. Э. Х. Танн (пост.: «Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан»), в 1970-73 - А. Я. Шелест , которая проделала большую работу по формированию и воспитанию балетной труппы в духе традиций ленингр. балетной школы. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. в театре работали дир. И. Ю. Айзикович, В. П. Беляков, В. Л. Невлер, Л. М. Оссовский, А. М. Шпизман, худ. М. А. Виноградов . С приходом в театр И. А. Чернышёва (гл. балетм. с 1976) балетная труппа взошла на новую ступень творч. развития. Худож. принципы Чернышёва преемственны по отношению к традициям предшественников - бережное отношение к классике и обращение к совр. хореографии. Из классических балетов он возобновил: «Спящую красавицу» (1977), «Лебединое озеро» (1978), «Дон Кихот» (1982), «Жизель» (1984), «Баядерку» (1986). Новаторские поиски Чернышёва-хореографа стимулировали расширение стилистич. диапазона балетной труппы, расцвет актёрских дарований Г. В. Акачёнка, Е. И. Брижинской, С. Е. Воробьёва, Н. М. Гимадеева, О. И. Гимадеевой, М. И. Козловского, В. Н. Пономаренко , Т. В. Сергеевой, Л. П. Синцовой, В. Н. Тимофеева, Н. Д. Шикарёвой. Чернышёв - художник с обострённо-экспрессивным восприятием мира, времени, человеческих судеб, воплощаемых в индивидуальной хореогр. манере, которая органично сочетает элементы классического танца и свободной пластики. В его спектаклях соединяются острая публицистичность и притчевая интонация, прозрачная лирика и хлёсткая характерность. Среди пост.: «Ангара» А. Я. Эшпая (1977), «Щелкунчик» (1978), «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (оба 1978), «Ромео и Юлия» на муз. Г. Берлиоза (1979, одноактный и двухактный варианты), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (1980), «Помните ! » Эшпая (1981), «Поэма двух сердец» А. Д. Меликова (1982), «Спартак» (1984), «Мужество» В. А. Успенского (1985), «Казнь Степана Разина» на муз. Д. Д. Шостаковича (1986), Вечер одноактных балетов («Болеро»; «Скифская сюита» на муз. С. С. Прокофьева , «Рапсодия в стиле блюз» на муз. Дж. Гершвина - все 1988), «Вальпургиева ночь» (1989), «Маленький принц» Е. А. Глебова, «Муха-Цокотуха» Д. Ф. Салиман-Владимирова (обе 1990), «Мамины сказки» на муз. Детского альбома» П. И. Чайковского (1992), «Золушка» (1994). В 80-е гг. в театре также ставили спектакли: И. Д. Бельский («Ленинградская симфония», 1986; «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина , 1987), Е. М. Шипяцкая («Бахчисарайский фонтан», 1988), Ан. А. Дементьев (««Юнона» и «Авось»» на муз. А. Л. Рыбникова, 1989), С. Х. Хантемирова («Шурале», 1992, по Л. В. Якобсону). В составе труппы (1994) : Бриминская, Воробьёв, Гимадеев , Гимадеева, Ю. Г. Гунькина, М. В. Дворянчикова, Козловский , Пономаренко, А. В. Прокофьев , С. А. Прохоров , И. А. Румянцева , О. П. Столяренко, Тимофеев , В. А. Шачнев, Шикарева. Гл. дир. В. Ф. Коваленко. Гл. балетм. Чернышёв. Гл. худ. Г. О. Эллинский. Педагоги-репетиторы - Акаченок, Пономаренко, Сергеева.
|
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР РУССКИЙ БАЛЕТ
|
(c) Русский балет 2009-2015