САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА им. А. Я. Вагановой (до 1991 Ленинградское хореографическое училище, с 1961 - академическое), одна из старейших балетных школ мира; первая рус. танц. школа. Осн. в 1738 по указу имп. Анны Иоанновны франц. танцмейстером Ж. Б. Ланде . Первоначально располагалась в двух комнатах старого Зимнего дворца. Первыми учениками были 6 девочек и 6 мальчиков из семей дворцовых служащих. У истоков балетного образования в России стояли представители двух европ. школ. «Серьёзный» танец на основе менуэта преподавал Ланде, затем его ученики; «танцу комическому» обучали итальянец А. Ринальди (Фоссано) и его жена Дж. Ринальди. Строгие каноны франц. школы и гротесковая виртуозность итальянской органично слились в рус. исполнительстве. Лучшие среди первых учеников - А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков - не уступали в мастерстве иностр. артистам. В 1755-62 в Ораниенбауме, при дворе Петра III , существовала ещё одна балетная школа, из которой вышел Т. С. Бубликов. Сотрудничество рус. и европ. танц. культур в 18-19 вв. было постоянным. Идейная и эстетич. новизна постановок Ф. Гильфердинга и его последователя Г. Анджолини , работавших в 1750-х гг. в Петербурге, требовала освоения технич. приёмов, совершенствования пластики и мимики. В 1779 балетная, муз., драм. и живописная школы объединились в Театр. школу, размещённую в быв. казармах Преображенского полка на Миллионной улице. Здесь обучалось 50 детей. В уч. программу входили рус. грамота, математика, франц. и итал. языки и спец. предметы. На школьной сцене устраивались концерты, ставились драмы и балеты. Заметный подъём балетного образования обозначился со вторым приездом в 1784 итал. хореографа Дж. Канциани . Результатом его пед. деятельности стал выпуск рус. артистов, занявших ведущее положение в труппе. Среди них первый русский балетм. И. И. Вальберх . В 1792 была принята уч. программа, согласно которой воспитанники обучались всем театр, профессиям для последующего использования по надобности театр, дирекции. Не согласный с деспециализацией обучения, Канциани ушёл в отставку. Его место унаследовал Вальберх, ежедневно дававший урок сразу всем ученикам. В то же время Вальберх занимался отдельно с наиболее одарёнными детьми. Среди его учеников: И. М. Аблец, А. П. Глушковский , Е. И. Колосова , А. И. Тукманова . К нач. 19 в. школа разделилась на школу театр, танцев и муз. уч. заведение. Помогали Вальберху танцовщик Гульельми и быв. фигурант Г. Клишкин. В 1801-11 и 1816-29 в Петербурге работал Ш. Дидло . Выдающийся танцовщик и хореограф направил внимание прежде всего на проф. подготовку. При нём танц. класс стал считаться наиважнейшим, по его настоянию в 1805 было построено новое здание школы на Екатерининском канале близ Большого (Каменного) театра. К 1809 число воспитанников возросло до 120. Дидло привлёк свежие пед. кадры. Немало нового в преподавание танца внесла Колосова; подготовит, класс девочек вела Е. И. Сазонова, с мальчиками занимались танцовщики П. Н. Артемьев и А. Ф. Спиридонов. Первые выпускники Дидло, выступившие на сцене Большого театра, - Глушковский, М. И. Данилова , М. И. Иконина , Я. Люстих , А. С. Новицкая , Ж. Сен-Клер. В 1809 появился первый законодательный документ «Образование театральной школы», разработанный членом репертуарного комитета кн. А. А. Шаховским. Он определял задачи учреждения, правила приёма, организацию и программу обучения и воспитания. Однако школа была по-прежнему целиком подчинена интересам общетеатр. практики, и потому Дидло приходилось вести с Дирекцией борьбу за своих учеников, которых распределяли то в драму, то в оперу, а то и в «гардеробную часть». Гордостью русского балета стали выпускники школы Дидло - И. О. Гольц , А. И. Истомина , Е. А. Телешова , И. А. Шемаев. Сохраняя высокие критерии, заложенные Дидло, в школе преподавали Артемьев и А. А. Лихутина . Положение об училище 1829 разделяло его на мужскую и женскую половины, на два разряда «по предмету учения»: первый - драм., оперный и музыкальный и второй - балетный. В 1830-е гг. труппу и балетную школу возглавили А. Блаш и А. Титюс . Среди новых педагогов выделялись танцовщики франц. школы К. Лашук и Фредерик , отводившие заметное место сценич. практике. В 1834 Лашук поставил один из первых публичных спектаклей училища - одноактный вариант балета Ф. Бернаделли «Волшебная флейта». В 1836 Театр. училище переехало в более просторное здание, построенное по проекту К. Росси, с большими танц. залами, классами, дортуарами и миниатюрным театром, где ставились драм. и балетные спектакли. Во 2-й пол. 1840-х гг. преподавали В. П. Волкова, Е. Гюге, Ж. Петипа , Д. С. Ришар , воспитавшие Л. И. Иванова, М. Н. Муравьёву. В 1855 преподават. деятельность начал М. И. Петипа, эстетич. взгляды и худож. принципы которого определяли рус. исполнительскую школу кон. 19 в. Ведущим педагогом с 1869 стал Х. П. Иогансон - виртуозный танцовщик, воспитанный по системе О. Вестриса и А. Бурнонвиля. Он прививал будущим рус. танцовщикам ценные качества датской школы - чистоту формы, технику пируэтов и прыжков, которые, однако, не становились самоцелью. Иогансон исповедовал индивидуальный подход и воспитал множество прекрасных артисток. Композиции его экзерсиса не раз вдохновляли Петипа. В 1886-96 средние классы учениц вела Е. О. Вазем , также стремившаяся подчинить технику выразительности. К нач. 1880-х гг. Театр. училище состояло из балетного и драм. отделений. К его 150-летию был издан новый устав, согласно которому обучение велось 7 лет, с двумя подготовит, классами. К тому времени петерб. школа танца выпустила 891 артиста для имп. театров Петербурга и Москвы. В 1880-х гг. в школе преподавали П. А. Гердт , П. К. Карсавин , Е. П. Соколова. Педагоги постоянно возобновляли и ставили маленькие балеты для школьных спектаклей, развивая в детях актёрские способности и сценич. навыки. Немало балетов для учеников пост. Петипа и Иванов . В 1892 был введён новый предмет - теория записи танцев, которую преподавал танцовщик В. И. Степанов , разработавший систему фиксации балетных движений. Ученики записывали по этой системе и разучивали отд. танцы и целые балеты. Особенно активно пользовался ею педагог и танцовщик А. А. Горский , начинавший постановочную деятельность. Тогда же Степанов составил и программу обучения классич. танцу по годам (1895). Прежде преподавание велось спонтанно, непоследовательно. Программа нашла применение прежде в Моск. театр. училище и лишь потом в петербургском. Большое влияние на рус. школу оказали итал. гастролёры, выступавшие в Петербурге в 1880-90-х гг. В. Цукки подала пример простоты и естественности актёрской игры, К. Брианца , П. Леньяни и Э. Чеккетти блистали новыми технич. достижениями - заносками, пируэтами, фуэте. В кон. 19 в. училище окончили А. Я. Ваганова , Л. Н. Егорова , Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская , Н. Г. и С. Г. Легаты, В. Ф. Нижинский , А. П. Павлова , О. И. Преображенская , Ю. Н. Седова , В. А. Трефилова . Та же школа подготовила и хореографов-новаторов, ниспровергателей академизма Горского, М. М. Фокина, дебютировавших спектаклями, поставленными для училища. После Окт. революции имп. Театральное (балетное) училище переименовано в Гос. Петрогр. театральное (балетное) училище, которое перешло в подчинение Театр. совета при Комиссаре просвещения. Усилия училища в те годы были направлены на повышение уровня общего образования. Вначале оно стало семилеткой, с 1928 - ср. спец. уч. заведением - хореогр. техникумом (до 1937), где преподавали Преображенская (до 1921), Л. С. Леонтьев , Н. П. Петров (до 1925), В. И. Пономарёв , М. Ф. Романова, В. А. Семёнов , Е. П. Снеткова - Вечеслова , А. И. Чекрыгин , А. В. Ширяев . С 1927 началась пед. деятельность Вагановой. Как и прежде, возобновлялись балеты классического наследия - «Сильфида», «Талисман», «Ручей», «Арлекинада». В первые послереволюц. годы училище окончили Д. М. Баланчивадзе ( Баланчин ), В. И. Вайнонен , П. А. Гусев, Л. М. Иванов ( Лавровский ), О. П. Мунгалова , Б. В. Шавров , в 1925 - М. Т. Семёнова, в 1926 - А. Н. Ермолаев , О. Г. Иордан , будущие балетм. Н. А. Анисимова, Р. В. Захаров , Л. В. Якобсон . В 1923 открылись вечерние курсы, давшие балету замечательных исполнителей: Ф. И. Балабину, З. А. Васильеву, Р. И. Гербека, С. Г. Кореня, К. М. Сергеева, В. М. Чабукиани . В эти годы создаётся и утверждается на практике методика Вагановой, на принципах которой воспитывались Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская , Семёнова, Г. С. Уланова . «Основы классического танца» Вагановой были опубликованы в 1934 и выдержали множество переизданий на разных языках. Методич. работа Вагановой дала толчок исследованиям в области др. спец. дисциплин. Ширяев, А. И. Бочаров, А. В. Лопухов выпустили «Основы характерного танца» (1939), Н. П. Ивановский - «Бальный танец XVI - XVIII веков» (1940). В 1934 было создано пед. отд., которое окончили будущие педагоги училища Н. П. Базарова, Н. В. Балтачеева, Е. Н. Гейденрейх , Н. А. Камкова , В. С. Костровицкая , Л. М. Тюнтина , Е. В. Ширипина . В том же году открылось нац. отд., готовившее кадры для театров союзных республик. Многие его выпускники стали ведущими артистами, крупными балетмейстерами, рук. нац. балетных трупп. В 1937 Ф. В. Лопухов организовал при училище балетмейстерское отд., где преподавали Захаров и Лавровский. Его выпускники - К. Ф. Боярский , В. А. Варковицкий , Б. А. Фенстер . В 1930-е гг. ЛХУ окончили Дудинская, Н. А. Зубковский, Г. Н. Кириллова, А. Я. Шелест , начинают преподавать С. С. Каплан , А. И. Пушкин, Сергеев , В. В. Фидлер , Шавров. Ряд конц. номеров и балет «Тиль Эйленшпигель» создал для училища Якобсон. В день объявления Вел. Отечеств. войны состоялся очередной выпускной спектакль. Гл. партию в балете «Бэла» В. М. Дешевова исполняла выпускница Н. Б. Ястребова , которой суждено было пережить все тяготы блокады. Педагоги А. П. Бажаева, Костровицкая и Л. И. Ярмолович, оставшиеся в Ленинграде, в условиях блокады продолжали занятия и проводили приём новых учеников. За время войны училище потеряло 9 своих воспитанников, ушедших на фронт. Основной коллектив училища был эвакуирован на 3 года в Пермь, где под худож. руководством Ивановского продолжалась работа: его окончили И. Д. Бельский , Л. И. Войшнис , М. П. Мазун , А. А. Макаров , Н. А. Петрова, В. Д. Ухов . Мн. выпускники были заняты в поставленных Якобсоном балетах «Испанское каприччио» на муз. Н. А. Римского-Корсакова и «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского , показанных уже в Ленинграде в 1944. После возвращения школы в Ленинград на Урале осталась группа педагогов под рук. Гейденрейх для продолжения занятий с местными учениками. Так было основано Пермское хореографическое училище. В кон. 1940-х гг. школу окончили Б. Я. Брегвадзе , И. Г. Генслер , Ю. Н. Григорович , Н. А. Кургапкина , О. Н. Моисеева, Г. Н. Пирожная , Л. Н. Сафронова , К. В. Шатилов , занявшие видное положение в балетных труппах Ленинграда. Пед. состав 1940-50-х гг. включал крупных мастеров Ваганову, Пономарёва, Романову, Снеткову, Шаврова. Начали преподавательскую деятельность Балабина, Т. В. Балтачеев , Бельский, Е. Э. Бибер , Иордан, А. Л. Кумысников , М. М. Михайлов , А. А. Писарев , Н. Н. Серебренников , Б. В. Соловьёв , М. Б. Страхова , И. А. Трофимова . Выпуски 1950-х гг. дали немало талантливых артистов: С. Д. Адырхаеву, Н. Н. Боярчикова, О. М. Виноградова, Н. А. Долгушина, И. А. Колпакову, Г. Т. Комлеву, С. П. Кузнецова, Н. Р. Макарову, Р. Х. Нуреева, А. Е. Осипенко , В. М. Панова, В. Г. Семёнова, А. И. Сизову, О. Г. Соколова, Ю. В. Соловьёва, Н. В. Тимофееву, К. И. Федичеву. С 1951 силами учеников традиционно ставится балет «Щелкунчик» в пост. Вайнонена. Среди школьных спектаклей выделялись «Станционный смотритель» А. П. Петрова (1955, балетм. Ю. Д. Воронцов, Михайлов), «Листиана» (1958, балетм. К. Я. Голейзовский ). В 1960-70-х гг. началась пед. деятельность Дудинской, И. Б. Зубковской, Н. В. Беликовой, Т. И. Шмыровой, Брегвадзе, Шатилова, Семёнова, Г. Н. Селюцкого, А. Г. Нисневича, Ю. И. Умрихина. В училище проводятся всес. и всерос. семинары по проблемам воспитания артистов балета. Подготовлен ряд методич. работ: «Азбука классического танца» Базаровой и В. П. Мей (Л., 1964), «Школа классического танца» Костровицкой и Писарева (Л., 1967), «Поддержка в дуэтном танце» Серебренникова (Л., 1967), «Принцип оформления урока классического танца» Л. И. Ярмолович (Л., 1968). В эти годы окончили училище и заняли ведущее положение в театрах страны Р. М. Абдыев, А. А. Асылмуратова, М. Н. Барышников , С. М. Бережной, Н. Д. Большакова, В. А. Бударин , М. А. Бурханов, В. М. Ганибалова , В. Н. Гуляев , Е. В. Евтеева , С. А. Ефремова , К. Е. Заклинский , Н. И. Ковмир , Г. С. Мезенцева , В. Б. Островский , М. А. Сабирова, Л. И. Семеняка , А. М. Сидоров , Т. Г. Терехова , Т. И. Фесенко , Л. В. Филина, Т. Я. Хярм. Многие из них - лауреаты конкурсов артистов балета. Д. А. Брянцев , В. Н. Елизарьев, А. М. Полубенцев стали известными балетмейстерами. Поддерживая давнюю традицию, училище продолжало создавать оригинальные одноактные балеты: «Праздник в Сарагосе» на нар. муз. (1964, балетм. Х. Виано), «Времена года» А. К. Глазунова (1974, балетм. Сергеев), «Прерванная песня» на муз. А. Калниньша (1977, балетм. Б. Я. Эйфман ). У воспитанников балетной школы богатейшая сценич. практика. В 1980-е гг. училище окончили Ж. И. Аюпова, С. Г. Вихарев , И. А. Зеленский , Ю. В. Махалина , Ф. С. Рузиматов . Преподавали М. А. Васильева, Гербек , В. С. Десницкий, Л. В. Ковалёва, Сафронова, Н. С. Солдун, Т. А. Удаленкова, Умрихин , Н. С. Янанис . В 1957 училищу присвоено имя Вагановой. После 1917 худ. рук. училища были А. А. Облаков (1919), Шавров (1930-36), Ф. В. Лопухов (1936-40), Ивановский (1940-52, 1954-61), Вечеслова (1952-54), Балабина (1962-73). В 1991 преобразовано в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Ныне пед. отд. с 4-годичным обучением готовит педагогов спец. хореогр. дисциплин с высшим образованием. Созданы науч.-методич. и науч.-издат. отделы. Первым проз. Академии (до 1992) был Сергеев (худ. рук. с 1973). С 1992 худ. рук. Бельский. Училищу посв. телефильм-концерт «Рождение танца» (1991).
|
|
(c) Русский балет 2009-2015