ТРУХАНОВА Наталия Владимировна (Эдмундовна) [29.3(11.4).1885, - Киев 25.8.1956, Москва], артистка, балетмейстер. Дочь певца, драм. артиста Владимира (Эдмунда) Бостунова. Окончила муз.-драм. училище Моск. филармония, общества по классу В. И. Немировича-Данченко (1901), но из-за болезни горла драм. артисткой не стала. Сценич. деятельность начала в Москве в театре Ш. Омона, участвуя в спектаклях-обозрениях типа варьете. Тогда же брала частные уроки у И. Н. Хлюстина, с которым продолжила занятия во Франции, куда уе.хала в 1904. Своим учителем называла также Дж. Саракко. Всегда считала себя рус. танцовщицей. С 1904 выступала в Париже в театре « Scala » и разл. мюзик-холлах. В том же году переехала в Монте-Карло, в театрах которого работала неск. лет; в театре «Казино» пост. балет «Снегурочка» (1905, муз. основа - рус. нар. песни). Исполнение гл. партии в балете-пантомиме «Маришка» (балетм. Ж. Лоран), с которым она объездила города Франции, принесло ей широкую известность. С 1906 в Театре принца Монакского (Монте-Карло). С 1907 в парижской Опере. В последующие годы танцевала параллельно, по её словам, «в серьёзных театрах и мюзик-холлах». В 1909 с успехом исполнила танец Саломеи на премьере оперы Р. Штрауса «Саломея» (театр «Шатле», Париж) и гл. роль Монахини в пантомиме «Чудо» (пост. М. Рейнхардта, 1911, конц. зал. «Олимпия», Лондон). Т. выступала с разл. танц. программами, гастролировала в Вене, Берлине, Милане, Риме, Мадриде, Бухаресте, Мюнхене. В 1913 давала концерты в Москве. Рус. пресса встретила её неодобрительно за исключением ст. В. М. Дорошевича в «Рус. слове». В 1912 показывала танц. программы «Концерты танцев» (« Concerts de danse »), включавшие четыре одноактных балета в пост. Хлюстина: «Истар», «Пери», «Аделаида, или Язык цветов», «Трагедия Саломеи». Т. первая привлекла к сотрудничеству совр. франц. композиторов-симфонистов, которые во время представления сами дирижировали своими сочинениями. Большой успех имела Т. в одноактном балете «Пляска смерти» К. Сен-Санса (сцен., хореография Т.). Ей посвятили свои партитуры П. Дюка (хореогр. поэма «Пери») и Ж. Массне (балет «Эспада»). Т. танцевала и в труппе Анны Павловой. Как танцовщица Т. выступала до 1926, затем иногда как драм. актриса в разл. франц. труппах. В 1926-37 работала в сов. торгпредстве в Париже. Одновременно занималась переводом на франц. яз. произв. рус. писателей (ею переведено пять книг). Кавалер ордена офицера Академии за работу в области искусства во Франции. В 1937 вернулась на Родину и жила в Москве. Автор мемуарных книг «Огни рампы» и «Книга о любви» (хранятся в ЦГАЛИ, в фонде генерала А. А. Игнатьева, второго мужа Т.).
|
СУМАРОКОВ ТИМОФЕЕВА ТИХОМИРОВ ТРЕУГОЛКА ТРЕФИЛОВА ТРОФИМОВА ТРОФИМЧУК ТУКМАНОВА УРАЛЬСКАЯ УТРЕТСКАЯ ФАРМАНЯНЦ ФЕДОРЕНКО ФЕЯ КУКОЛ ФИЛИППОВА ХАТУНЦЕВА
|
(c) Русский балет 2009-2015