УЛАНОВА Галина Сергеевна [р. 26.12.1909 (8.1.1910), Петербург], артистка, педагог. Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Соц. Труда (1974, 1980). Отец У. - артист и режиссёр балета, мать - артистка, педагог. В 1928 У. окончила ЛХУ (занималась у своей матери М. Ф. Романовой и в выпускном классе у А. Я. Вагановой). На выпускном спектакле выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка) и в па де де феи Драже и принца из «Щелкунчика». В том же году принята в труппу Ленингр. театра оперы и балета. Дебютировала в партии принцессы Флорины («Спящая красавица»). В 1944-60 солистка Большого театра. Ещё в начале деятельности У. критики писали о полной слитности в её исполнении танц. техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий и форм классического танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным и технически изощрённым танц. движениям непринуждённость и выразительность естеств. человеческого жеста. Особый характер виртуозности стиля У. в том, что движение не прерывалось, не заканчивалось, а как бы постепенно угасало, «растворялось» в воздухе. Это особое искусство пластич. замедлений, замираний, затиханий создавало танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки их настроений. Совершенная классическая танцовщица, У. не только была замечательной исполнительницей партий Одетты-Одиллии (впервые в 1929), Авроры (1929), Маши («Щелкунчик», 1934, балетм. В. И. Вайнонен , первая исполнительница), создательницей неповторимого образа Жизели (1932), но и артисткой, доказавшей возможность «перевода» на язык танца произв. великих поэтов, выражающих глубокое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний. Развитие творчества У. - постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем в хрупкой и беззащитной Марии («Бахчисарайский фонтан», 1934, балетм. Р. В. Захаров , первая исполнительница) появились черты непримиримости, в нежной Джульетте (1940, Театр им. Кирова, балетм. Л. М. Лавровский , первая исполнительница; 1946, Большой театр, балетм. тот же, Гос. пр. СССР, 1947) - страсть и воля. Вершина трагедийного искусства У. - сцена сумасшествия в балете «Жизель». В репертуаре У. партии: Комсомолка («Золотой век», 1930, балетм. Вайнонен, Л. В. Якобсон , В. П. Чеснаков, первая исполнительница), Сольвейг («Ледяная дева»), Царь-девица («Конёк-Горбунок»), Актриса («Пламя Парижа»), Диана («Эсмеральда», 1935, балетм. Ваганова , первая исполнительница), Корали («Утраченные иллюзии», 1935, балетм. Захаров, первая исполнительница), Раймонда; Золушка (Гос. пр. СССР, 1946), Параша («Медный всадник»), Тао Хоа (Гос. пр. СССР, 1950), Катерина («Сказ о каменном цветке», 1954, балетм. Лавровский, первая исполнительница), 7-й вальс, ноктюрн и мазурка («Шопениана»); конц. номера (в скобках фам. балетмейстеров): «Умирающий лебедь» на муз. К. Сен-Санса (М. М. Фокин ), «Элегия» на муз. С. В. Рахманинова (К. Я. Голейзовский ), «Вальс» на муз. А. Г. Рубинштейна (Захаров), « Liebestraume » («Грёзы любви») на муз. Ф. Листа (А. Д. Шуйский), «Ноктюрн» («Голубь мира») на муз. Р. Шумана (В. М. Чабукиани ), «Слепая» на муз. М. Понса - Я. Хейфеца (Якобсон), «Русская» на муз. П. И. Чайковского (А. А. Горский ). С 1960 балетм.-репетитор Большого театра. В разные годы у неё совершенствовали своё искусство С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев , Н. А. Грачёва , А. Ю. Кондратов , Е. С. Максимова , А. А. Михальченко , И. С. Прокофьева , М. А. Сабирова, Л. И. Семеняка , И. Л. Семизорова , Н. В. Тимофеева. Снималась в худож. фильме «Солистка балета» (1946), в кинофильмах-концертах «Большой концерт» (1951), «Концерт мастеров искусств» (1952), «Мастера русского балета» (1953), в кинофильме-балете «Ромео и Джульетта» (1954). Её творчеству посв. док. фильм «Галина Уланова » (1963) и телефильм «Мир Улановой» (1981). Гос. пр. СССР (1941), Лен. пр. (1957). Создательница образов огромного масштаба, воплощавшая в танце сложнейшие драматич. коллизии, развивавшая принципы и традиции рус. хореогр. школы, У., великая русская балерина, завоевала всемирное признание. Награждена международными наградами: Пр. Анны Павловой Парижской Академии танца (1958), пр. Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан). 16 ноября 1981 в Париже состоялся организованный ЮНЕСКО торжеств, вечер, посв. У., был исполнен балет «В честь Улановой» (балетм. Васильев). В Стокгольме установлена скульптура У. (скульптор Е. А. Янсон-Манизер, 1984), в Санкт-Петербурге - бронзовый бюст (скульптор М. К. Аникушин, 1984). Почётный член Амер. Академии искусств и наук; Командорский орден за заслуги в области искусства и литературы (Франция, 1992). Соч.: Школа балерины, «Нов. мир», 1954, № 3; Выразительные средства балета, «СМ», 1955, № 4; «Жизель», «Т», 1955, № 5; Начало. «Нева», 1956, № 5; Рассказ о моей работе, «Юность», 1957, № 1; Памяти Л. Якобсона, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977; Душа движения - движение души, «Смена», 1980, № 1; Весной, в мае, «Т», 1983. №6.
|
ТАНКРЕД ТАРАНДА ТАРАСОВ ТАУЛАТО ТИХОНОВ ТИЩЕНКО ТЮНТИНА УМРИХИН УРУСОВА УРЮПИНА ФЁДОРОВ ФАБИАНИ ФАДЕТТА ФЕДОТОВ ФЕНСТЕР
|
(c) Русский балет 2009-2015